10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звездный час палубной авиации

Звездный час палубной авиации

Капитан 2 ранга Владимир СУЛЬЖЕНКО специально для «Красной звезды».

Десять лет назад строевые летчики Северного флота выполнили свои первые самостоятельные посадки на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». С этого момента корабль обрел полное право именоваться авианосцем.


Помню, меня, военного журналиста, привыкшего строго следовать официально установленной терминологии, поразили слова командира «Кузнецова» капитана 1 ранга Ивана Санько, отрекомендовавшегося при нашем знакомстве: «Командир авианосца. » (Так, если не изменяет память, было написано на табличке при входе в командирскую каюту при Санько и затем при Александре Челпанове). «Какой еще авианосец, ведь это ТАВКР – тяжелый авианесущий крейсер. » – промелькнуло в голове.

Формально – да, ТАВКР, если строго следовать букве директив, приказов, спецификаций и т.п., но фактически – первый российский авианосец. Таковым он стал именно после летне-осенней кампании 1994 года, поставившей «на крыло» первую десятку строевых летчиков: Иван Бохонко, Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Андрей Абрамов. Десятый, а на самом деле первый в неофициальной табели о рангах российских палубных летчиков – командир смешанной авиационной дивизии Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Эту группу так и называли: «Тимур и его команда». Между собой. А в печати употреблялось другое наименование: «лидерная группа».

Программа освоения самолета Су-27К (Су-33), методика подготовки корабельных летчиков к выполнению учебно-боевых задач с корабля разрабатывались при непосредственном участии Тимура Апакидзе. Большую помощь оказали испытатели ОКБ «Сухого» и ГЛИЦ ВВС Виктор Пугачев, Сергей Мельников, Александр Раевский, Николай Диордица. Командование ВМФ, как сообщала тогда «Красная звезда», давало «зеленую улицу» полетам группы. Было заключено международное соглашение с Украиной об использовании специального тренажерного комплекса НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Здесь летчики корабельного истребительного авиаполка СФ провели более месяца. За этот период ими выполнено 1.650 проходов над блоком, 696 – с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлета с трамплина.

Тот памятный августовский день выдался солнечным и теплым. На корабль, бороздивший море в районе Кильдин-Териберка, прибыли командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Владимир Дейнека, его первый заместитель генерал-лейтенант Николай Рогов, командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, командующий ВВС СФ генерал-майор Николай Мордовалов. Здесь же находился шеф-пилот ОКБ «Сухого» Виктор Пугачев.

«Внимание на верхней палубе! Посадка с «зацепом»!» – грянула корабельная трансляция. Это как напоминание о мерах безопасности – случается, правда, редко, что тросы аэрофинишера рвутся. Но народ, хоронясь за вьюшками, стоящими на технической площадке самолетами и буксировщиками, все равно поглядывает за корму. Над водой отчетливо виден самолет с выпущенным гаком и горящими огнями. Раздается свист, затем грохот турбин. Есть зацеп! Машина, «пойманная» стальной нитью аэрофинишера, слегка откатывается назад.

На Су-25 УТГ выполнил посадку полковник Тимур Апакидзе с очередным подопечным, которому через некоторое время самостоятельно садиться на палубу. Свою первую посадку Тимур Автандилович совершил несколькими годами раньше, когда в группе испытателей ОКБ «Сухого» облетывал новые Су-27К. Но тогда это была посадка скорее испытателя, нежели строевого военного летчика.

…Спустя несколько минут первая самостоятельная посадка его подчиненного! Игорь Кожин, спустившись по стремянке, попадает в объятия товарищей. «Качнув» героя, как водится, его слегка «приложили» о гак самолета, чтоб никогда не подводила машина летчика. Откуда-то появляется скромный букет цветов. И уже с цветами в руках Игорь напряженно следит за действиями своего сослуживца Виктора Дубового. Все повторяется: зацеп, заруливание, доклад, крепкие руки товарищей, подбрасывающие «именинника» в воздух. Затем фотографирование на память, интервью телевизионщикам. В тот день съемку вело только Российское телевидение, программа «Вести», корреспондент Андрей Филиппов и оператор Юрий Ручкин.

Улеглись эмоции, однако, рано. Вновь подняты тросы аэрофинишера. Третий летчик полка, Константин Кочкарев, досрочно завершает свою личную программу подготовки к самостоятельным полетам и столь же красиво, как его сослуживцы, сажает машину на палубу. И это лишнее подтверждение тому, что выбранная методика абсолютно работоспособна и обеспечивает планомерную подготовку строевых летчиков к полетам с палубы корабля. С этого дня у «Адмирала Кузнецова», до сего представлявшего собой по сути «сырой» корабль, началась новая история.

И здесь требуется уточнение. В многочисленных публикациях сообщается, что первые посадки строевых летчиков выполнены 31 августа. На самом деле событие произошло чуть раньше, а именно 26 августа. Сейчас можно только догадываться, почему так получилось. Видимо, это ошибка журналистов. Десять лет назад, когда об Интернете в России только мечтали, информация распространялась не так быстро. И дату определили. по выходу в свет сюжета в программе «Вести». Впрочем, наверное, это и не столь важно.

На снимках: первая тройка строевых летчиков, севших на палубу авианосца, – Игорь КОЖИН, Тимур АПАКИДЗЕ, Виктор ДУБОВОЙ (слева направо) в окружении командования ВМФ и СФ (третий справа – летчик-испытатель Виктор ПУГАЧЕВ); так поздравляли первопроходцев.
Фото автора. Сделаны 26 августа 1994 года.

Читать еще:  Характеристики Ла-7 - истребитель

От редакции. Дело, которое 10 лет назад начала команда Тимура Апакидзе, успешно продолжают сегодня строевые летчики 279-го корабельного авиационного истребительного полка ВВС СФ. За несколько дней до круглой даты, после четырехлетнего перерыва, они вновь сели на палубу ТАВКР.
О боевой подготовке летчиков этого полка читайте в одном из ближайших номеров.

Про палубную авиацию Северного флота

Очередная часть «Североморской саги» готова. В прошлом речь шла о моряках и морских пехотинцах. Сегодня – о палубной авиации. Задача истребителей палубной авиации – прикрытие сил флота на любых театрах военных действий. Основное отличие боевой палубной авиации от всей остальной боевой авиации, в общем-то, ровно одно: палубные самолёты взлетают с кораблей и садятся на них же. Это очень сложно: ориентиров над водой мало или нет совсем, корабль (он же и аэродром) раскачивается на волне, погода и ветер изменчивы. Лётчик палубной авиации должен обладать великолепной пространственной ориентировкой, море ошибок не простит. Летают «палубники» на специально модифицированных для их нужд самолётах.

Больше 10 лет назад корабельный истребитель Су-33 (Су-27К) был принят на вооружение. Самолёт одноместный, может дозаправиться в воздухе и способен надёжно противостоять современным средствам воздушного нападения противника. Взлёт палубные машины осуществляют со специального трамплина, а садятся, цепляясь гаком за трос аэрофинишёра. После посадки крылья у самолёта складываются, чтобы занимать меньше места на ангарной палубе. Первая посадка Су-27К на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» была произведена лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым 1 ноября 1989 года. На данный момент «Адмирал Кузнецов» – единственная «палуба» в РФ, пригодная для базирования таких истребителей.

Кроме нагрузок моральных, пилоты испытывают и немалые физические: воздушный бой на современном истребителе даёт почувствовать нагрузку в 6-7 единиц. По словам лётчиков – это не так утомляет, как посадка на палубу. Корабль длиной всего 307 метров, посадочная полоса – 205 метров. Лётчику положено уместить свой самолёт в «пятачок» длиной 36 метров. Именно таково расстояние между 1 и 4 тросами, за которые палубный истребитель должен зацепиться, садясь. Приземлиться на этот участок опять же надо не как придётся, а под строго определённым углом глиссады – 3-4 градуса для разных самолётов. И, разумеется, отклоняясь от осевой линии не больше, чем на три метра. В моём понимании такая посадка должна описываться прилагательным «филигранная». Про лётчиков морской авиации, искусно управляющих своими боевыми машинами и пойдёт речь в этом репортаже.

Утро в гарнизоне Североморск-3 началось с предполётного инструктажа. Лётчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота собрались в учебном классе для получения предполётных указаний. Вся процедура заняла примерно минут 15. Командиры эскадрилий доложили о готовности к полётам, командир авиационно-технической базы подтвердил готовность аэродрома, средства связи в порядке, спасательная служба наготове, медслужба «добро» даёт. Разведчик погоды доложил фактическое состояние дел над зонами полётов. Безоблачно, видимость более 10. Помех для средств связи и навигации нет. Погода на запасных аэродромах Мончегорск и Оленегорск – лётная, никаких сложностей нет. Торможение на полосе – отличное. Синоптик дополнил сообщения воздушного разведчика, обратив внимание лётчиков на начавшуюся сезонную миграцию птиц. Новость, конечно, отрадная, весна близко. Но встреча с летящей птицей на малой высоте – малоприятное происшествие. Приходится учитывать даже такой фактор.

Кокарды на головных уборах офицеров-лётчиков – разные. Например, эта – старого образца, ещё советская. Называется словом «краб». У самых бывалых «краб» не выштампован из металла, а шитый, из золотой нити. Выглядит как-то неброско и шикарно одновременно. Считаю, с новой ни в какое сравнение не идёт, даже если речь только о дизайне. Не удержался, купил себе такую в Мурманске на память.

Синоптик докладывает метеоусловия

Морских лётчиков сейчас готовит только одно училище – Краснодарское. После училища боевой лётчик палубной авиации «набирает силы» за 4-5 лет. За это время он способен обучиться не только взлётам-посадкам на палубу, но и полноценному ведению воздушного боя. Пилот, освоивший курс боевой подготовки, попадает в руки методического совета, каковой и определяет дальнейшую судьбу «палубника». В этом году лётчики 279 отдельного полка снова будут готовить молодое пополнение к боевой работе. Предстоит боевое дежурство в Средиземном море. На данный момент полк полностью укомплектован лётным составом. Средний возраст пилотов в палубной авиации на сегодня составляет 41 год.

Пилоты ведут записи в таких планшетах.

Старший штурман полка доложил о графике работ лётных смен, предупредил о зонах действия разведчиков погоды, о районах, где тренировались парашютисты. В остальном ограничений на полёты не было. Отсчёт точного времени – все сверили часы.

Модели самолётов необходимы для наглядной демонстрации каких-то элементов полёта или пилотажных фигур.

Читать еще:  Рисунки ТК - пистолет

Наколенный планшет НПЛ-М. Такой планшет используется лётчиками при полётах как альтернатива навигационной линейке НЛ-10м и расчётчику E6B. Позволяет вычислять и расчитывать массу самых разных данных. Заполняется карандашом, крепится на колене или в кабине. Подробнее о применении НПЛ-М.

Старший штурман полка сверяет часы.

Перед полётами лётчики продемонстрировали своё снаряжение. Работа над морем на любых высотах может закончиться для лётчика приводнением. Например, после отказа оборудования и катапультирования, а в боевой обстановке – после сбития. Задача пилота – сберечь себя в аварии и стремиться выжить до появления поисково-спасательной группы. На помощь терпящему бедствие пилоту придёт высотный морской спасательный костюм – ВМСК.

ВМСК состоит из нескольких частей, самая заметная из которых – оранжевая резиновая оболочка. Резина герметична, не пропускает через себя воду и воздух. При необходимости лётчик может сам поддуть свой костюм, чтобы лучше держаться на воде. Под резиной – изолирующий тканевый костюм ТЗК-2-15, позволяющий поддерживать нормальную температуру тела пилота. На ногах – компенсирующие носки КН-4 и спецботинки, на руках – гермоперчатки ГП-2М-1. На костюме установлены 3 клапана сброса вентилирующего воздуха и шланги вентиляционной системы, противоперегрузочной системы и натяжного устройства

Костюм поможет пилоту не только в море, но и в разгерметизированной кабине на малой высоте или на большой, но кратковременно:

• длительно — при полётах в загерметизированной кабине (высота до 40 км.) и в разгерметизированной кабине (высота до 12 км.)
• кратковременно (до 10 мин.) — в разгерметизированной кабине (высота до 40 км.), в этом случае комплект используется как аварийное средство для снижения на безопасную высоту 12 км
• кратковременно — при вынужденном покидании самолёта на большой высоте и парашютировании с переходом на питание от парашютного кислородного прибора
• в течение 12 ч. — при нахождении на плаву в воде при Т воды от 0°C и выше и при Т окружающего воздуха до – 15°C

Рассказывая о костюме, один из пилотов посетовал: после полётов жена ругается – весь резиной пропах!

Погода 29 марта установилась на редкость удачная. Для здешних мест, конечно. Солнце, отличная видимость, умеренный ветер без лютого мороза.

Гражданин на заднем плане – ведущий фотосъёмку секретного объекта twower .

Пилоты принимали свои боевые машины у механиков, проверяли узлы и механизмы, забирались в кабины.

На голове у лётчиков защитный шлем. ЗШ-7. Обязательный участник каждого вылета. Сначала лётчик надевает на голову хлопковый подшлемник. На подшлемник – шлем. Внутри шлема – кожаный энергопоглощающий «слой» со шнуровкой, поверх которого уже стеклопластик. Шлем подгоняется индивидуально под каждого лётчика. Доктор снимает размеры головы пилота (всего размеров 2-3, в зависимости от модификации), офицер получает нужный экземпляр и уже с подошью внутренней шнуровки подгоняет его под себя лично в лётном домике.

Готовый, подогнанный шлем лёгок, удобно сидит на голове, при перегрузках не смещается, глушит посторонние звуки, но не ограничивает слышимость. В шлем встроен светофильтр, автоматически опускающийся перед катапультированием. В конструкции предусмотрено крепление нашлемной системы целеуказания, встроена радиогарнитура. Про вентиляционные отверстия на шлеме слышал две версии: для обдува светофильтра и для снижения нагрузки на голову при катапультировании. Которая из них единственно верная – сказать не берусь.

При желании лётчик может нанести на свой шлем индивидуальный рисунок. Обычно товарищи офицеры подобной живописью не увлекаются, но некоторое количество любителей всё же есть. Ну что ж – имеют право, считаю.

В прошлом году налёт на одного лётчика палубной авиации составил около 80-90 часов, инструкторы налетали 120-150 часов. Палубный истребитель Су-33, модификация самолёта Су-27, предназначенная для взлётов и посадок с палубы корабля, по словам пилотов, не устарел, потенциал у него есть. Лётчики к самолёту никаких претензий не имеют. Самая молодая машина в полку – 1998 года выпуска. Самая старая – 1993.

Командир полка палубной авиации полковник Евгений Кузнецов.

Знаменитый лётчик палубной авиации подполковник Павел Подгузов.

Модели самолётов в действии: лётчики обсуждают фигуры пилотажа.

Взлетающий в 20-30 метрах палубный истребитель вызывает интересное ощущение в ушах – «щекотку».

После взлёта лицо обдаёт волной тепла с отчётливым привкусом керосина. Вторая волна приносит снежную пыль. Всё вместе похоже на контрастный душ при температуре окружающего воздуха -15 градусов.

Взлёт палубного учебно-тренировочного самолёта Су-25УТГ. Последняя буква аббревиатуры – Г, обозначает наличие посадочного гака. Подробнее об этой машине – здесь.

После полётов удалось посетить учебно-тренировочный комплекс и принять участие в процессе подготовки лётного состава на тренажёре КТС-33 (комплексный тренажёр самолётный). Сначала пилоты садятся за компьютер и тренируют свои навыки на авиасимуляторе: монитор, джойстик, программа. Затем отработка навыков и умений проводится в симуляторе посложнее – пилот пересаживается в учебный комплекс, полностью повторяющий кабину боевого самолёта. По окончании курса тренировок за компьютером, лётчики тренируются в украинском городе Саки на специальном наземном учебно-тренировочном комплексе, имитирующем палубу авианосца и предназначенном для отработки техники взлёта и посадки самолёта на авианосец. Называется этот комплекс НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный).

Читать еще:  Боевое применение Колонтарь

Человек, спасший “Кузнецова” от смерти, уведший авиаполк в Россию, не изменивший присяге.

Оригинал взят у gala_gala15 в Человек, спасший “Кузнецова” от смерти, уведший авиаполк в Россию, не изменивший присяге. 15 лет.

Когда всех собрали для принятия новой присяги, он вышел из строя и сказал:
«Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…»


Преамбула в пару строк.
Самое важное, что делает нас народом и страной – это ПАМЯТЬ о наших героях и преемственность. Знать и помнить о современниках – особенно важно, сохраняя понимание того, что имя есть не только у ошибок и преступлений, но и у подвигов и побед.

Мы помним имена предателей и забываем имена героев порой.

В 2016-м 15-я годовщина смерти военного летчика, имя которого должны знать все.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххх

Сейчас вся страна, да что там, весь мир следит за рейдом “Адмирала Кузнецова” затаив дыхание, мы – с гордостью, они – со страхом.
Разобрано по косточкам все – сколько ему лет, почему дымит, что за авиация придана, каким маршрутом следует, в какой порт заходит.
Ну что еще нового можно сказать о корабле, к которому приковано всеобщее внимание и интерес, каждая деталь подробно описана?
Хотя бы то, что Кузнецов был обречен на верную смерть. Два раза. Чужими и своими.
Первый раз, символическую – стать предателем, кораблем ВМФ Украины.
Второй раз, физическую – быть проданным на металл Россией. Все это в 90-е.
Но – избежал той и другой позорной участи. Не сам, конечно. Его спасли люди.
Вспомним хотя бы одного из них, спасшего Кузю от участи быть убитым своими же.
Собственно, все началось с краткого коммента и недоуменного вопроса к прошлому посту –

[ Нажмите, чтобы прочитать ] ak_ulych
-Да. Тимур Автандилович, Царство ему небесное, сегодня бы порадовался. не зря жизнь положил на “Кузю” и 279й КИАП.
-А кто это, Тимур Автандилович?
-Тимур Апакидзе. Генерал -майор ВВС. Он фактически спас для России “Кузнецова” и палубную авиацию в 1992м. Если бы не его воля и характер – у России сейчас не было бы не авианосца, не палубных летчиков. Он был первым командиром палубного полка в России. В 2001м он погиб во время показательных полетов под Псковом. Отказ машины на посадке, не успел катапультироваться.
-Именно. Там была такая история – хоть кино снимай. Будет круче любого Голливуда. Начать с того, что “Кузнецова” фактически УГНАЛИ из Крыма. В декабре 1991го его тайно увели из Севастополя на Северный флот, чтобы хохлы корабль не захватили, у них были такие поползновения.Тем более, что они уже успели захапать себе недостроенные “Варяг” и “Ульяновск”. Тимур тогда служил на авиабазе Саки, в Крыму, 100й авиационный полк морской авиации, советские палубники. В 1992м году он отказался присягать Украине и увел 18 экипажей в Россию.
Тогда в России не знали, что делать с “Кузнецовым” денег нет, все на продажу. Тимуру дали условие – если через три месяца он не посадит на палубу самолеты – полк расформируем, авианосец продадим на металл. Он подготовил людей за три месяца. Чего это всем им стоило – песня отдельная. Авианосец сохранили, полк тоже. В 1995м Тимуру дали Героя России. В 2000 он закончил Академию Генштаба и стал замом командующего всей морской авиацией. В 2001м погиб..
**************************************** **
Стоило только копнуть и информация об этом человеке, поразительная и невероятная, полностью подтвердила скупые слова комментатора.
Да, на плацу отказался принять присягу. Да, угнал 18 экипажей и самолетов, с полковым знаменем, из оккупированного Крыма. Да, под угрозой продажи авианосца на металл и роспуска палубной авиации освоил за нереальный срок посадки самолетов на палубу судна. Спася АК от уготованной и объявленной смерти тем самым.
О нем можно написать несколько томов и говорить часами. Но это не формат блога, поэтому, вот только несколько красноречивых фактов, изложенных в разных источниках (советую пройтись и по пеовисточникам):
Первый, из группы его имени в ВК –

[ Нажмите, чтобы прочитать ]

И еще – Апакидзе Тимур (Документальные фильмы)
И да. Я не думаю, что будет большим преувеличением сказать, что освобожденный Крым и возвращение России в качестве мировой державы – заслуга таких, как герой поста, в первую очередь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: