17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Д-13 – средний бронеавтомобиль

Средний бронеавтомобиль Д-13 (Дыренкова)

Характеристики среднего бронеавтомобиля Д-13

В 1931 году, в опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ Н.И.Дыренкова был разработан средний бронеавтомобиль Д-13 (бронеавтомобиль Дыреноква-13), «облегченная версия» тяжелого броневика Д-9 (на шасси грузовика «Moreland»). В качестве шасси для Д-13 было использована база американского трехосного грузовика «Форд-Тимкен», он же Форд-ААА, выполненное по схеме 6х4.

Конструкция бронеавтомобиля Д-13

Броневик имел сварной корпус из броневых листов толщиной до 8-мм, вращающуюся башню с 37-мм пушкой Гочкиса и 2 х пулемета ДТ в шаровых установках, расположенных с боков корпуса. Однако прототип машины получил сразу шесть стволов — по два с боков, по одному спереди и сзади. Этого показалось мало, поэтому сразу за башней бронеавтомобиля Д-13 установили ещё и турель, по типу авиационной, с ещё одним пулеметом.

К слову — башня бронеавтомобиля Дыренкова это переработанная башня от танка Т-18 (МС-1), отсюда и характерное расположение орудия и пулемета, смотрящих как бы в разные стороны, а не по ходу движения.

Чертеж бронеавтомобиля Д-13

Посадка экипажа в машину осуществлялась с правой стороны, через дверь. Колесная база имела ряд особенностей — во-первых, все колеса автомобиля были сдвоенными, причем внутренние и внешние имели разный диаметр, для улучшения проходимости. Во-вторых, на Д-13 была применена новая схема размещения запасного колеса, позднее применяемая на всех тяжелых и средних броневиках — они были установлены по бортам корпуса, могли вращаться, и хотя обычно не касались земли, здорово помогали при преодолении рвов, препятствую посадки машины «на брюхо».
Бронеавтомобиль был оборудован и кормовым постом управления, в основных деталях дублировавшего рабочее место водителя, правда максимальная скорость заднего хода Д-13 не превышала 9 км/ч.

Д-13 спереди, хорошо видны сдвоенные колеса разного диаметра

Эксплуатация бронеавтомобиля Д-13

Однако несмотря на все новшества и грозный вид буквально ощетинившегося пулеметами броневика Д-13, военные при осмотре машины только покачали головой — расположение тех же пулеметов было прямо скажем «не оптимальное», конструкция машины была сложной, а стоимость и вовсе запредельной — прототип обошелся казне в 15696 рублей — на эти деньги можно было бы построить легкий танк.

Тем не менее, Д-13 был принят на вооружение и Ижорский завод изготовил небольшую партию из 12 машин. Первая партия оказалась и последней — 1 декабря 1932 года ОКИБ УММ Дыренкова было закрыто, а производство машин — прекращено.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Д-13 – средний бронеавтомобиль

Бро­не­ав­то­мо­биль был по­стро­ен по тра­ди­ци­он­ной схе­ме с пе­ред­ним рас­по­ло­же­ни­ем дви­га­те­ля, пе­ред­ни­ми управ­ляю­щи­ми ко­ле­са­ми и дву­мя ве­ду­щи­ми зад­ни­ми мос­та­ми. Пол­но­стью за­кры­тый ко­роб­ча­тый кор­пус бро­не­ви­ка – кле­па­ный, на бо­лее позд­них об­раз­цах 1932 го­да – свар­ной. Из­го­тав­ли­вал­ся из бро­не­вых лис­тов тол­щи­ной 4-8 мм. Бор­то­вые 8-мм бро­не­лис­ты, ус­та­нав­ли­ва­лись вер­ти­каль­но, то­гда как бро­ни­ров­ка ло­бо­вой про­ек­ции и кор­мы ус­та­нав­ли­ва­лась с ра­цио­наль­ны­ми уг­ла­ми на­кло­на, что по­вы­ша­ло ее пу­ле­стой­кость. В це­лом бро­не­вая за­щи­та бро­не­ви­ка Д-13 бы­ла про­ти­во­пуль­ной и обес­пе­чи­ва­ла за­щи­ту эки­па­жа, со­сто­яв­ше­го из 3 че­ло­век, а так­же ос­нов­ных уз­лов и аг­ре­га­тов бро­не­ма­ши­ны от по­ра­же­ния обык­но­вен­ны­ми пу­ля­ми, вы­пу­щен­ны­ми с дис­тан­ции 80-100 мет­ров. Для вхо­да и вы­хо­да из ма­ши­ны в бор­тах кор­пу­са име­лись пря­мо­уголь­ные две­ри на на­руж­ных шар­нир­ных пет­лях, от­кры­вав­шие­ся впе­ред по дви­же­нию бро­не­ав­то­мо­би­ля.

В сред­ней час­ти кор­пу­са на кры­ше бое­во­го от­де­ле­ния бы­ла ус­та­нов­ле­на шес­ти­гран­ная ко­ни­че­ская баш­ня кру­го­во­го вра­ще­ния, по­за­им­ст­во­ван­ная у лег­ко­го тан­ка МС-1.

В ка­че­ст­ве при­бо­ров на­блю­де­ния в баш­не и кор­пу­се ис­поль­зо­ва­лись смот­ро­вые ще­ли, за­кры­вае­мые из­нут­ри бро­не­за­слон­ка­ми.

Сле­ва в от­де­ле­нии управ­ле­ния, со­вме­щен­ном с бое­вым, рас­по­ла­га­лось си­де­нье во­ди­те­ля, спра­ва – ко­ман­ди­ра ма­ши­ны, ко­то­рый дол­жен был вы­пол­нять функ­ции стрел­ка и при не­об­хо­ди­мо­сти вес­ти огонь из пу­ле­ме­та ДТ, ус­та­нов­лен­но­го пе­ред ним в ло­бо­вом лис­те кор­пу­са. Для на­блю­де­ния за до­ро­гой и ме­ст­но­стью в рас­по­ря­же­нии во­ди­те­ля ма­ши­ны име­лось ло­бо­вое ок­но, обо­ру­до­ван­ное бро­не­крыш­кой со смот­ро­вой ще­лью, и смот­ро­вые ще­ли в бор­тах от­де­ле­ния управ­ле­ния.

В пе­ред­ней час­ти бро­не­ма­ши­ны рас­по­ла­гал­ся мо­тор­ный от­сек, в ко­то­ром был ус­та­нов­лен че­ты­рех­ци­лин­д­ро­вый кар­бю­ра­тор­ный ряд­ный дви­га­тель жид­ко­ст­но­го ох­ла­ж­де­ния «Форд», раз­ви­вав­ший мощ­ность 29,4 кВт (40 л.с.), что по­зво­ля­ло 4,1-тонному бро­не­ав­то­мо­би­лю дви­гать­ся по до­ро­гам с твер­дым по­кры­ти­ем с мак­си­маль­ной ско­ро­стью 55 км/ч. С пол­но­стью за­прав­лен­ны­ми то­п­лив­ны­ми ба­ка­ми Д-13 мог прой­ти 130 км. Д-13 был обо­ру­до­ван кор­мо­вым по­стом управ­ле­ния. Мак­си­маль­ная ско­рость зад­не­го хо­да не пре­вы­ша­ла 9 км/ч. Для повышения проходимости на колеса задней тележки могла надеваться металлическая гусеница «Оверолл».

Читать еще:  СГ-43 - станковый пулемёт

В не­поп­но­при­вод­ной (6×4) хо­до­вой час­ти с под­вес­кой на по­лу­эл­лип­ти­че­ских лис­то­вых рес­со­рах ис­поль­зо­ва­лись ко­ле­са с пу­ле­стой­ки­ми ши­на­ми ти­па ГК. Пе­ред­няя ось обо­ру­до­ва­лась од­но­скат­ны­ми ко­ле­са­ми, обе ве­ду­щие зад­ние – двух­скат­ны­ми, что по­зво­ля­ло ком­пен­си­ро­вать воз­рос­шую на­груз­ку на шас­си. Пе­ред­ние ко­ле­са бы­ли при­кры­ты не­боль­ши­ми по­лу­круг­лы­ми крыль­я­ми об­те­кае­мой фор­мы, то­гда как над зад­ни­ми ко­ле­са­ми рас­по­ла­га­лись уг­ло­ва­тые мно­го­гран­ные кры­лья, с пло­ской верх­ней по­верх­но­стью. На пе­ред­них крыль­ях кре­пи­лись фа­ры, обес­пе­чи­вав­шие дви­же­ние в тем­ное вре­мя су­ток. Вни­зу по обе­им сто­ро­нам кор­пу­са при­мер­но по­се­ре­ди­не ме­ж­ду пер­вой и вто­рой ося­ми кре­пи­лись за­пас­ные ко­ле­са. Они сво­бод­но вра­ща­лись на сво­их осях и тем са­мым спо­соб­ст­во­ва­ли пре­одо­ле­нию та­ких пре­пят­ст­вий, как рвы, на­сы­пи, ка­на­вы и т д., не да­вая бро­не­ма­ши­не сесть на дни­ще.

Воо­ру­же­ние бро­не­ав­то­мо­би­ля бы­ло сме­шан­ным – пу­шеч­но-пу­ле­мет­ным, со­стоя­щим из пуш­ки и двух пу­ле­ме­тов. В ле­вом ло­бо­вом лис­те баш­ни бы­ла смон­ти­ро­ва­на 37-мм тан­ко­вая пуш­ка «Гоч­кис» с пле­че­вым упо­ром, а в пра­вом – 7,62-мм пу­ле­мет ДТ. Вто­рой та­кой же пу­ле­мет в ша­ро­вой ус­та­нов­ке был раз­ме­щен спра­ва в на­кло­нен­ном ло­бо­вом лис­те кор­пу­са. Этот же пу­ле­мет при не­об­хо­ди­мо­сти мог быть ус­та­нов­лен в од­ной из бор­то­вых ша­ро­вых опор. Над верх­ним лю­ком, на­хо­див­шим­ся в кор­мо­вой час­ти кры­ши кор­пу­са за баш­ней, ус­та­нав­ли­ва­лась ту­рель с пу­ле­ме­том «мак­сим», пред­на­зна­чав­шим­ся для стрель­бы по воз­душ­ным це­лям. Во­зи­мый бое­ком­плект со­сто­ял из 100 арт­вы­ст­ре­лов и 5040 па­тро­нов (80 ма­га­зи­нов) к пу­ле­ме­там.

Средств внеш­ней свя­зи бро­не­ав­то­мо­биль Д-13 не имел.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Д-13 Средний бронеавтомобиль

Довольно длительный “застой” в создании бронеавтомобилей в СССР, вызванный подъемом экономики и накоплением опыта, прервался спустя пять лет после завершения Гражданской войны. Весной 1928 г. на испытания поступил первый советский бронеавтомобиль БА-27 который, несмотря на отдельные недостатки, в целом оказался удачным и после модификации оставался на вооружении до 1941 г. Более конкретные шаги в развитии отечественного бронеавтомобиля были предприняты после принятия Системы танко-трактороного и авто-броневого вооружения (СТАВ), состоявшееся 18 июля 1929 г. Этот документ означал начало проектирования новых типов танков и бронемашин, которые позволили бы Советскому Союзу выйти в мировые лидеры в деле технической оснащенности армии. Разрабатывать новую технику надлежало в кратчайшие сроки – неудачно завершившаяся советско-польская война только добавила уверенности у наших западных соседей, что их армия одна из самых лучших и страны Антанты их не оставят. Реальная угроза развертывания новых боевых действий осталась вплоть до середины 1930-х гг., когда стало очевидно, что польская сильно уступает СССР не только количественно, но и качественно. Разумеется, наибольшая роль в будущей войне отводилась танкам, но и бронеавтомобили считались одним из важнейших видов бронетехники.

Согласно СТАВ советским КБ предстояло спроектировать четыре новых образца бронемашин, включая тяжелый, легкий и два средних. Для двух последних предполагалось использовать шасси грузовых автомобилей “Форд-Тимкен” и АМО-2 вооружив их, соответственно, 20-мм и 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами, а также 37-мм пушкой и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ. Толщина бронирования составляла порядка 6-8 мм, экипаж – 4 человека. Чуть позже к ним добавили шасси автомобиля “Мореланд”, 100 единиц которых были закуплены в Северо-Американских Соединенных Штатах (ныне США), и “Форд-АА”.

Разработку всех четырех машин поручили КБ Ижорского завода, и без того загруженного текущими делами. Не взирая на это, УММ РККА обязало конструкторский коллектив предоставить опытные образцы к 11 декабря 1930 г., но работа продвигалась весьма медленными темпами. Командированный на завод представитель НТК УММ, в докладе от 15 сентября 1930 г., сообщил следущее:

— проект шестиколесного бронированного автомобиля на шасси “Форд-АА” (шестиколесный) завершен, частично готовы рабочие чертежи, окончание работ затягивается по причине неготовности 20-мм и 12,7-мм пулеметов, изготовление опытного образца может быть начато не ранее 1 декабря и завершено к 15 марта – таким образом, установленные ранее сроки будут сорваны;

Читать еще:  Наперегонки со звуком

— проект шестиколесного бронированного автомобиля на шасси “Мореланд” не готов, появление эскизов планируется к 25-30 сентября, рабочих чертежей – к середине декабря, сборка опытного образца может быть проведена не ранее конца марта 1931 г.;

— к проектированию бронированного шестиколесного автомобиля на шасси АМО-2 завод не приступал, так как не имеет чертежей автомобиля.

Таким образом, на существующих мощностях и полученной документации прототипы средних бронеавтомобилей можно было получить только весной 1931 г., что совершенно не устраивало УММ РККА. Возможно, так бы оно и случилось, не окажись “под рукой” талантливого инженера-самоучки Н.Дыренкова. Свою короткую, но очень яркую карьеру он начал в 1927 г., предложив построить по его чертежам “бронированный авто-вагон” с двигателем внутреннего сгорания. Проект был реализован в металле и, что более важно, успешно эксплуатировался в течении нескольких лет в интересах наркомата здравоохранения Украины, “намотав” 6500 км. Спустя полтора года Дыренков направил в РВС СССР письмо с предложением построить колесно-гусеничный двухбашенный танк (Д-4), а в конце 1930 г. по его инициативе начались работы по бронировке тракторов

“Коммунар” и Caterpiller (Д-10, Д-11 и Д-14) – и это не считая его нереализованных проектов.
Учитывая огромный охваченный материал, руководство УММ сочло возможным создание опытно-конструкторского и испытательного бюро (ОКИБ) под руководством Дыренкова и поручить ему продолжить работы по постройке бронеавтомобилей. По этому поводу начальник УММ И.Халепский направил в ОКИБ документ следующего содержания:

“…Разработка проекта бронеавтомобиля “Мореланд” по чертежу С-1741 – изготовить 2 образца одного и того же типа указанного чертежа, корпус сварной с установкой стробоскопа. Срок изготовления 1 февраля 1931 г.

Одновременно предлагается Вам взять “Тимкен” шасси и “Форд”, находящиеся на Ижорском заводе и, используя все материалы, которые сделаны КБ завода закончить его бронирование по тем техническим данным, которые были выданы по этому типу машины для бронирования. Срок изготовления к 1 февраля 1931 г. Корпус сварной из котельного железа.

Одновременно предлагается Вам взять под свое наблюдение и руководство бронирование всех опытных образцов и массовой продукции по бронированным машинам на Ижорском заводе. Военпреды т.Шаров и т.Жуков обязаны оказывать Вам всяческое содействие.

Предлагается Вам проработать вопрос с точки зрения выпуска первых бронеавтомобилей “Мореланд”, “Форд-А” (легкий) и “Форд-АА” (шестиколесный) из расчета…выпустить за весь 1931 г. 50 “Форд-А”, 50 “Форд-АА” и 50 “Мореланд”.

То есть, бюро начало работу сразу над тремя машинами, но, что самое удивительное, уже 8 февраля 1931 г. Дыренков смог представить все три прототипа. Раньше всех удалось завершить сборку бронеавтомобиля на шасси “Форд-Тимкен”, проектирование которого начали инженеры Ижорского завода. Поскольку времени на дизайнерские изыски ни у них, ни у Дыренкова не было, машина получила бронекорпус откровенно “рубленых” форм, за что и получил заслуженное название “собачий ящик” (в дальнейшем, в официальных документах, его так и называли). При его сборке вместо броневой использовалась обычная сталь толщиной 4-8 мм, листы которой соединяли при помощи клёпки. Кроме того, на бронеавтомобиль пришлось установить башню и вооружение от серийного танка Т-18, поскольку 12,7-мм и 20-мм пулеметы получены не были. На испытаниях у ижорской машины отметили сразу несколько недостатков, основными из которых были теснота боевого отделения и плохой обзор с места водителя. Бронеавтомобиль отправили не доработку и в дальнейшем к нему уже не возвращались – в начале 1932 г. силами КБ Ижорского завода была спроектирована намного более удачная машина БАИ.

С машинами конструкции Дыренкова дела тоже обстояли не лучшим образом. Прототипы на шасси “Мореланд” и “Форд-Тимкен” имели весьма привлекательный внешний вид, однако их бронекорпуса были просто “посажены” на раму шасси сваркой и потому на ходовые испытания они быть отправлены не могли. В добавок, бронирование двигателя и унифицированные для обоих машин башни находились в незаконченном виде.
Окончательную сборку бронеавтомобилей произвели к маю, заодно переименовав их в Д-9 (тяжелый) и Д-13 (средний). Конструктивно обе машины были очень похожи. Их корпус собирался при помощи сварки из бронелистов толщиной от 4 до 6 мм, что не соответствовало техническому заданию, зато позволяло сэкономить массу.

Читать еще:  Новости ПБ - пистолет

Вооружение Д-13 первоначально состояло из 37-мм пушки Гочкиса и двух 7,62-мм пулеметов ДТ с четырьмя гнездами для них, однако прототип получил намного больше стволов. В цилиндрической башне оригинальной конструкции разместили пушку и пулемет, ещё шесть пулеметов ДТ было смонтировано в шаровых установках по бортам, в передней и задней части корпуса. Кроме того, Дыренков предусмотрел возможность отражать атаки с воздуха, установив за башней турель авиационного типа с пулеметом ДТ.

Ходовая часть бронеавтомобиля, как указывалось ранее, была заимствована от “Форд-Тимкен” имела колесную формулу 6х4. С целью улучшения проходимости машины по мягкому грунту были применены сдвоенные колеса разного диаметра. Интересной особенностью Д-13 были и запасные колеса, которые были установлены по бортам корпуса и могли вращаться, помогая машине преодолевать вертикальные препятствия и неширокие канавы. Позднее этот приём использовался и на других советских бронемашинах.

Впрочем, осмотр опытных образцов Д-9 и Д-13 не принес им желанного успеха. Военные отметили, что “…расположение боковых пулеметных установок сделано без учета возможности их целесообразного использования. Поэтому целесообразно оставить лишь одну установку спереди и одну сзади, а боковые убрать, так как они стесняют командира башни. Условия наблюдения из машины при наличии башни с круговым вращением и открываемого в ней вверху люка в общем удовлетворительно. Турельная установка не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха…”

В добавок, Д-13 получился слишком трудоёмким в изготовлении. Корпус бронеавтомобиля имел 55 броневых деталей различной формы, а общая длина сварного шва составила 122 метра. Высокой оказалась и стоимость прототипа – 15696 рублей 74 копейки, что вплотную приближало серийный образец к танкеткам и легким танкам.

Так и не приступив к испытаниям Д-13 отправили на доработку. Здесь надо отдать должное Дыренкову – большинство замечаний он учел, ликвидировав “лишний” пулемет и турель, и заменив коническую башню на более привычную граненую. Тем не менее, в числе наиболее существенных недостатков осталось слабое бронирование, отсутствие заднего поста управления, плохой обзор с места водителя и сильную перегрузку шасси.
Тщательно взвесив все “за” и “против” руководство УММ пришло к заключению о возможности постройки небольшой серии Д-13 из 10 единиц, но только после его модернизации. Сборку серийных машин хотели развернуть на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) в Люблино, куда летом 1931 г. переехало ОКИБ. Тут оказалось, что корпуса слишком сложно для имеющихся мощностей этого предприятия. Дыренков снова переработал конструкцию машины, отправив документацию по нему на Подольский крекинго-электровозостроительный завод, но и здесь появились огромные трудности с освоением совершенно новых деталей и способа их сборки, в связи с чем лишь в начале 1933 г. на Можерезе началось изготовление первых бронемашин. По состоянию на 26 марта представитель военной приемки сообщал следующее:

“…5 единиц готовы за исключением: не сделаны рамы с сеткой для карт, нет задних фонарей. Машины вышли на испытания. 5 единиц, кроме указанного, не установлены ящики для вездеходных цепей, не сделано крепление для шанцевого инструмента и дополнительных бензобаков…”

Окончательную сборку всех 10 машин завершили к маю 1933 г., после чего серийные Д-13 были переданы в войска. Впрочем, карьера Д-13 оказалась на редкость продолжительной. “Кочуя” по различным подразделениям эти бронемашины большую часть времени использовались как учебные, что в некоторой мере позволило сберечь ресурс их ходовой части. Когда в конце 1936 года был поднят вопрос о модернизации устаревших бронеавтомобилей обнаружили, что Д-13 всё ещё числятся на балансе и после ремонта могут эксплуатироваться дальше. В 1937 году АБТУ РККА приняло решение переставить БА-27 и БАИ на шасси ГАЗ-ААА, так что возможно и Д-13 подвергли такой же доработке.
На 15 сентября 1940 года бронемашины Д-13 имелись в составе следующих военных округов: ЛВО – 1, МВО – 1, ПриВО – 1, ОрВО – 3, ХВО – 1. По всей видимости, такой же состав сохранялся до начала войны с Германией, но использовались в боях бронемашины Д-13 остается неизвестным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: