7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Долгая история “Беркута”

Как живётся в России брошенным родиной беркутовцам

Отвергнутые родной Украиной сотрудники спецподразделения «Беркут» перебрались «в виновницу всех бед» Россию и теперь чувствуют себя востребованными специалистами и полноправными жителями Российской Федерации, передаёт РИА Новости.

После майданных событий на беркутовцев по всей Украине начались гонения, их объявляли чуть ли не врагами народа и заставляли на коленях каяться в том, что честно исполняли свой долг. Многим пришлось уехать в Россию. И теперь, как они сами говорят, в их жизни наступила белая полоса.

«В моей жизни пошла лучшая сторона. Здесь люди приветливее, коллеги с пониманием подошли. Я начал проходить стажировку, а в ближайшее время должны перевести на должность бойца московского ОМОНа», – рассказал Богдан, бывший боец «Беркута».

Волнуясь, парень рассказал, что лично участвовал в боях на улицах Киева, был ранен, Дорога домой чуть не обернулась трагедией. Свой родной город молодой человек называть не стал, сказал лишь, что находится он в 300-х км от Киева.

«Выехать нам не получилось с Киева, наш автобус пошел самый первый, без колонны. Мы доехали до первого блокпоста, и автобус расстреляли, километра 4 проехали на одних дисках. Слава богу, погибших не было. Потом мы переоделись в “гражданку” и с трудом добрались домой», – вспоминает Богдан.

Мысль переехать в Москву и начать службу в ОМОНе пришла практически сразу.

«Служить тоже нужно хорошо — верностью. Когда все стабилизируется, поеду навестить родителей, но ни за какие деньги я уже туда не вернусь», – добавил боец.

Другой бывший беркутовец (имя не называется) сказал, что ни разу не пожалел о том, что оказался в России.

«Тревожность есть, но там я будущего не вижу. И его не будет лет 20, Украина отбросила своё развитие на 10 лет назад. Я ни разу не пожалел, что переехал в Россию. Жизнь продолжается», – сказал он с улыбкой.

Ещё один бывший беркутовец Роман тоже служит в московском ОМОНе. Он приехал с юго-востока Украины в апреле, когда гражданская война только начиналась. Сумев перевезти в Россию жену, он начал новую жизнь.

«Главное, не терять позитив, выход из сложной ситуации есть всегда. Если сидеть сложа руки, то ничего и не получится. Вот и решил, что надо переезжать в Россию, пока есть возможность», – поделился он.

«Приехал в Москву 3 апреля, сразу сдал документы в ФМС на получение гражданства. Бюрократический механизм отработал на удивление хорошо – все получилось очень оперативно», – сказал Роман.

Молодая семья лишь около 3-х недель пожила у родственников, затем МВД РФ предоставило им номер в пансионате, а позже Роман уже смог самостоятельно снять квартиру.

Сейчас он живёт в Подмосковье, но его всё устраивает.

«Я снял квартиру в Подольске, жилье муниципальное. Если сотрудник снимает жилье официально, то правительство Москвы возмещает часть этих денег, и помимо правительства определенную часть возмещает министерство. Это очень хорошая поддержка», – рассказал собеседник.

По словам Романа, после приезда в Россию особого стресса не испытывал, «была тревожность только когда готовился паспорт, но после его получения жизнь начала налаживаться, и помогли в этом коллеги – приняли как родного и сейчас очень поддерживают».

«Коллектив у меня хороший, не было ни малейшего намека, что я нахожусь в чужой стране. Приняли так, что я как будто перевёлся из соседнего района», – поделился он.

Работа ему нравится, зарплата «удовлетворяет». «Всё хорошо. Единственное – остались там родственники, хотелось бы их повидать», – сказал Роман.

«Я считаю, что моя жизнь стала интереснее. Все резко повернулось, здесь пока своего ничего нет, ну ничего – потихоньку обживаемся», – сказал он и добавил, что скоро станет отцом. Эта мысль, по его словам, «греет больше всего».

«Россия не бросила, во всем оперативно помогла. И я, в свою очередь, работаю и прикладываю все усилия, чтобы мои знания помогли бороться с преступностью», – заключил боец ОМОНа.

Долгая история «Беркута»

Об авторе: Герман Борисович Лаптев – генерал-майор.

В “НВО” # 12 за 2005 год Константин Чуприн в статье “Философия бронированного кулака уже стара, как мир” утверждает: “Воздушно-десантные войска не имеют сегодня собственных многоцелевых вертолетов – это анахронизм”.

Как бывший первый заместитель начальника боевой подготовки ВВС МО, остановлюсь только на авиационной стороне указанной цитаты. Для подразделений спецназа, а это значит и для подразделений ВДВ, уже в первой половине 80-х годов прошлого века в СССР была создана съемная огневая установка кругового обстрела “Беркут” для транспортных вертолетов типа Ми-8, что превращало их в многоцелевые всевысотные по поражению наземных целей противника борты.

Теоретическим обоснованием создания таких установок явилась дискуссия, которая не могла пройти не замеченной и для ГШ ВВС, по материалам кандидатской диссертации: “Действия частей дивизии Внутренних войск совместно с вертолетами при уничтожении диверсионно-разведывательных формирований противника” (адъюнкт – подполковник Булгаков В.И., научный руководитель – доцент, полковник Кудряшов В.В.), защищенной в октябре 1984 года в Военной академии им. М.В. Фрунзе.

Мнение Константина Чуприна о возможности использования для ВДВ более легких вертолетов типа Ка-60 “Касатка” не ново, но его реализация весьма дорога, так как требует большого объема доработок самого борта по разгерметизации кабины пассажиров для использования ее десантом при стрельбе из своего оружия.

Читать еще:  Статьи Штык к автомату АК-47

Мне известно, что один из авторов “Беркута”, тогда еще майор Хорунжий Н.И. с помощью шефов дивизии – Балашихинского литейно-механического завода изготовил точную копию приставного модуля – пассажирской (кормовой) кабины легкого вертолета Ка-126. Создал в донной части этой кабины люк размером равный штатному люку вертолета Ми-8. Укрепил “вверх ногами” под ним зенитную установку башни тяжелого танка Т-10 с брезентовым мешком для размещения при крупнокалиберном пулемете бортстрелка. Но поднимали в воздух этот простейший образец “Беркута” в 1986 году на вертолете Ми-8Т.

Через много лет, когда из Афганистана был выведен ограниченный контингент наших войск, полковник Хорунжий Н.И. повторил свой опыт создания простейшего варианта “Беркута” и использовал его в боевых условиях на вертолете Ми-8МТ с афганским экипажем. За боевые заслуги в боях с афганскими мятежниками, в том числе и с применением “Беркута”, Хорунжий Н.И. награжден тремя отечественными орденами, шестью орденами и семью медалями ДРА.

Герой Советского Союза Александр Никишин, вспоминая об ознакомлении в 1985 году авиационных специалистов всех силовых структур с “Беркутом”, пишет: “Размещение на подфюзеляжной кабине этой установки гондол и контейнеров с ракетно-пушечно-гранатометно-пулеметным штатным оружием армейских вертолетов привлекло внимание ведущих специалистов Главного штаба ВВС МО СССР, которое в последующем перешло в деловое сотрудничество”.

Да, это было действительно так. Что мы, бывшие руководители Главного штаба ВВС, увидели в самой идее “Беркута”?

Во-первых. Она проверена жизнью. С 1929 года на самолетах АНТ-9 использовалась выдвигающаяся вниз под фюзеляж пулеметная башня, что в последующие десятилетия повторялось на многих образцах бомбардировщиков.

Во-вторых. Отечественные вертолеты конструкции ОКБ им. М.Л. Миля с неубирающимися пневматическими колесами в посадочном на грунт варианте имеют значительный просвет между нижним обводом фюзеляжа и поверхностью грунта.

Сложенная телескопическая подфюзеляжная кабина, вписывающаяся свободно в этот просвет, в воздухе раздвигаясь, выводит стволы оружия из-под опущенных при взлете вертолета его задних пневмоколес, чем обеспечивается круговой обстрел из этого оружия.

И в-третьих. Транспортные вертолеты типа Ми-8 имеют в центре пола грузовой кабины штатный люк для перевозки грузов на внешней тросовой подвеске, и авторы “Беркута” без какой-либо доработки борта, используя этот люк, решили сразу несколько проблем:

– уложили над этим люком на полу грузовой кабины опорную раму и через этот же люк подвесили к ней телескопически складывающуюся подфюзеляжную кабину, вращающуюся по азимуту с использованием узлов и механизмов башни БМП-2 с размещением в этой подфюзеляжной кабине наводчика вооружения “Беркута”, из числа подготовленных для огневой работы с воздуха военнослужащих спецназа, использовавшего для входа в кабину и выхода из нее в полете вертолета этот же люк;

– разместили центр тяжести подфюзеляжной кабины в пределах размера указанного люка, тем самым совместили по вертикали этот центр тяжести с центром оси вращения несущего винта вертолета, что полностью сохранило высокие пилотажные качества борта на любых режимах полета.

По способности ведения огня во всей нижней полусфере из штатного бортового вооружения армейских вертолетов, размещенного на подфюзеляжной кабине установки, независимо от положения борта в воздухе “Беркут” аналогов не имеет и обладает высокой боевой эффективностью, когда при стрельбе с большими отрицательными углами места целей начальная скорость полета снарядов (пуль) прирастает по закону падающего тела, сохраняя огромную кинетическую энергию, положительно влияющую на точность попадания в цель.

Особой заслугой авторов “Беркута” специалисты ВВС считают использование его для огневой защиты от подлетающих к вертолету-носителю ракет переносных зенитно-ракетных комплексов – ПЗРКа противника двух унифицированных гондол, каждая с тремя разнокалиберными четырехствольными скорострельными пулеметами, создающими “море огня” из 32 тысяч пуль в одну минуту (на корабельных зенитных противоракетных системах – 10 тысяч выстрелов в минуту).

Поэтому летом 1986 года мы исследовали огневые возможности “Беркута” и для нас не было неожиданностью, когда созданное “пехотными” рационализаторами, ничего общего не имеющими с авиацией, изделие по сопоставительным объемам зон поражения в нижней полусфере относительно фюзеляжа летящего вертолета в 34 раза превзошло огневые показатели кормовой пулеметной установки с 12,7-мм НСВТ “Утес”, созданной профессионалами ОКБ им. М.Л. Миля для вертолета Ми-24.

Когда же в 1988 году на юге страны заполыхали кровавые события в Закавказье, а затем в Средней Азии, где вооруженные бандиты захватывали большегрузные автомобили и безнаказанно в дневное время передвигались на сотни километров, громя населенные пункты, убивая мирных жителей по национальным признакам, а применение штатного бортового вооружения вертолетов, выделенных для совместных с ВДВ действий против бесчинствующих вооруженных формирований было запрещено, Главный штаб ВВС инициативно предложил созданный к тому времени однопулеметный “Беркут-2” образца 1987 года исследовать в ходе полномасштабных летных огневых испытаний (ГШ ВВС исх. # 125/01410 от 14.12.1988 г.), по успешным результатам которых бывший Генеральный конструктор ОКБ им. М.Л. Миля Марат Тищенко предложил (МВЗ исх. # 1863с от 06.10.1989 г.) создать “Беркут” с авиационной пушкой “ГШ-23”. Но правительство СССР не поддержало эту инициативу ОКБ и Главного штаба ВВС.

Читать еще:  Para-Ordnance серия P пистолет

С 1989 года совместными усилиями Главного штаба ВВС, Управления армейской авиации Сухопутных войск и группы авторов “Беркута” создано оружие для спецназа, но ни одна из силовых структур не хочет его закупать, ссылаясь на хроническое безденежье. С гордостью обзавелись спецназом, но не стремятся обеспечить его специальным оружием и техникой.

Более двадцати лет офицеры мотострелковой дивизии Внутренних войск, прошедшие Афганистан, все горячие точки, начиная с Сумгаита и Нагорного Карабаха, шаг за шагом, последовательно улучшая все существовавшие до 1996 года семь образцов этой уникальной системы, для того, чтобы в 1996 году за четыре месяца создать по заказу ВВС и изготовить 8-й образец, названный “Беркут-М26”.

В докладной записке Комитету по обороне Госдумы на запрос его председателя в 1997 году Командующий армейской авиацией Сухопутных войск дал оценку “Беркуту” как оружию, возможному для применения в населенных пунктах без нанесения ущерба гражданскому населению.

Российские ученые и конструкторы недавно создали уникальную бортовую систему обороны (БСО) боевых вертолетов “Витебск”, по своей массе и габаритам оказавшуюся не востребованной для вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52.

Группа разработчиков “Беркута” письмом от 4 июня 2004 года обращалась к руководству страны с просьбой поручить государственным службам рассмотреть их предложение об объединении пока не востребованных “Беркута” и “Витебска” в единый комплекс на борту вертолета Ми-8МТ и использовать его для эскортирования и защиты вертолетов-салонов при перевозках в них первых лиц государства во время их служебных командировок по стране.

Так как авторы письма ранее служили во Внутренних войсках, имеющих свою авиацию, их обращение к президенту России для рассмотрения и ответа заявителям было поручено Министерству внутренних дел России. Авторы указанного письма от 4 июня 2004 года поделились со мной тем, что они не поняли, какое отношение МВД РФ имеет к охране и обороне вертолетов-салонов, перевозящих по воздуху первых лиц государства.

Долгая история “Беркута”

Офицеры создали огневую установку для вертолета, но командованию она не нужна

В “НВО” N 12 за 2005 год Константин Чуприн в статье “Философия бронированного кулака уже стара, как мир” утверждает: “Воздушно-десантные войска не имеют сегодня собственных многоцелевых вертолетов – это анахронизм”.

Как бывший первый заместитель начальника боевой подготовки ВВС МО, остановлюсь только на авиационной стороне указанной цитаты. Для подразделений спецназа, а это значит и для подразделений ВДВ, уже в первой половине 80-х годов прошлого века в СССР была создана съемная огневая установка кругового обстрела “Беркут” для транспортных вертолетов типа Ми-8, что превращало их в многоцелевые всевысотные по поражению наземных целей противника борты.

Теоретическим обоснованием создания таких установок явилась дискуссия, которая не могла пройти не замеченной и для ГШ ВВС, по материалам кандидатской диссертации: “Действия частей дивизии Внутренних войск совместно с вертолетами при уничтожении диверсионно-разведывательных формирований противника” (адъюнкт – подполковник Булгаков В.И., научный руководитель – доцент, полковник Кудряшов В.В.), защищенной в октябре 1984 года в Военной академии им. М.В. Фрунзе.

Мнение Константина Чуприна о возможности использования для ВДВ более легких вертолетов типа Ка-60 “Касатка” не ново, но его реализация весьма дорога, так как требует большого объема доработок самого борта по разгерметизации кабины пассажиров для использования ее десантом при стрельбе из своего оружия.

Мне известно, что один из авторов “Беркута”, тогда еще майор Хорунжий Н.И. с помощью шефов дивизии – Балашихинского литейно-механического завода изготовил точную копию приставного модуля – пассажирской (кормовой) кабины легкого вертолета Ка-126. Создал в донной части этой кабины люк размером равный штатному люку вертолета Ми-8. Укрепил “вверх ногами” под ним зенитную установку башни тяжелого танка Т-10 с брезентовым мешком для размещения при крупнокалиберном пулемете бортстрелка. Но поднимали в воздух этот простейший образец “Беркута” в 1986 году на вертолете Ми-8Т.

Через много лет, когда из Афганистана был выведен ограниченный контингент наших войск, полковник Хорунжий Н.И. повторил свой опыт создания простейшего варианта “Беркута” и использовал его в боевых условиях на вертолете Ми-8МТ с афганским экипажем. За боевые заслуги в боях с афганскими мятежниками, в том числе и с применением “Беркута”, Хорунжий Н.И. награжден тремя отечественными орденами, шестью орденами и семью медалями ДРА.

Герой Советского Союза Александр Никишин, вспоминая об ознакомлении в 1985 году авиационных специалистов всех силовых структур с “Беркутом”, пишет: “Размещение на подфюзеляжной кабине этой установки гондол и контейнеров с ракетно-пушечно-гранатометно-пулеметным штатным оружием армейских вертолетов привлекло внимание ведущих специалистов Главного штаба ВВС МО СССР, которое в последующем перешло в деловое сотрудничество”.

Да, это было действительно так. Что мы, бывшие руководители Главного штаба ВВС, увидели в самой идее “Беркута”?

Во-первых. Она проверена жизнью. С 1929 года на самолетах АНТ-9 использовалась выдвигающаяся вниз под фюзеляж пулеметная башня, что в последующие десятилетия повторялось на многих образцах бомбардировщиков.

Во-вторых. Отечественные вертолеты конструкции ОКБ им. М.Л. Миля с неубирающимися пневматическими колесами в посадочном на грунт варианте имеют значительный просвет между нижним обводом фюзеляжа и поверхностью грунта.

Сложенная телескопическая подфюзеляжная кабина, вписывающаяся свободно в этот просвет, в воздухе раздвигаясь, выводит стволы оружия из-под опущенных при взлете вертолета его задних пневмоколес, чем обеспечивается круговой обстрел из этого оружия.

Читать еще:  Видео БМП-2 - боевая машина пехоты

И в-третьих. Транспортные вертолеты типа Ми-8 имеют в центре пола грузовой кабины штатный люк для перевозки грузов на внешней тросовой подвеске, и авторы “Беркута” без какой-либо доработки борта, используя этот люк, решили сразу несколько проблем:

– уложили над этим люком на полу грузовой кабины опорную раму и через этот же люк подвесили к ней телескопически складывающуюся подфюзеляжную кабину, вращающуюся по азимуту с использованием узлов и механизмов башни БМП-2 с размещением в этой подфюзеляжной кабине наводчика вооружения “Беркута”, из числа подготовленных для огневой работы с воздуха военнослужащих спецназа, использовавшего для входа в кабину и выхода из нее в полете вертолета этот же люк;

– разместили центр тяжести подфюзеляжной кабины в пределах размера указанного люка, тем самым совместили по вертикали этот центр тяжести с центром оси вращения несущего винта вертолета, что полностью сохранило высокие пилотажные качества борта на любых режимах полета.

По способности ведения огня во всей нижней полусфере из штатного бортового вооружения армейских вертолетов, размещенного на подфюзеляжной кабине установки, независимо от положения борта в воздухе “Беркут” аналогов не имеет и обладает высокой боевой эффективностью, когда при стрельбе с большими отрицательными углами места целей начальная скорость полета снарядов (пуль) прирастает по закону падающего тела, сохраняя огромную кинетическую энергию, положительно влияющую на точность попадания в цель.

Особой заслугой авторов “Беркута” специалисты ВВС считают использование его для огневой защиты от подлетающих к вертолету-носителю ракет переносных зенитно-ракетных комплексов – ПЗРКа противника двух унифицированных гондол, каждая с тремя разнокалиберными четырехствольными скорострельными пулеметами, создающими “море огня” из 32 тысяч пуль в одну минуту (на корабельных зенитных противоракетных системах – 10 тысяч выстрелов в минуту).

Поэтому летом 1986 года мы исследовали огневые возможности “Беркута” и для нас не было неожиданностью, когда созданное “пехотными” рационализаторами, ничего общего не имеющими с авиацией, изделие по сопоставительным объемам зон поражения в нижней полусфере относительно фюзеляжа летящего вертолета в 34 раза превзошло огневые показатели кормовой пулеметной установки с 12,7-мм НСВТ “Утес”, созданной профессионалами ОКБ им. М.Л. Миля для вертолета Ми-24.

Когда же в 1988 году на юге страны заполыхали кровавые события в Закавказье, а затем в Средней Азии, где вооруженные бандиты захватывали большегрузные автомобили и безнаказанно в дневное время передвигались на сотни километров, громя населенные пункты, убивая мирных жителей по национальным признакам, а применение штатного бортового вооружения вертолетов, выделенных для совместных с ВДВ действий против бесчинствующих вооруженных формирований было запрещено, Главный штаб ВВС инициативно предложил созданный к тому времени однопулеметный “Беркут-2” образца 1987 года исследовать в ходе полномасштабных летных огневых испытаний (ГШ ВВС исх. N 125/01410 от 14.12.1988 г.), по успешным результатам которых бывший Генеральный конструктор ОКБ им. М.Л. Миля Марат Тищенко предложил (МВЗ исх. N 1863с от 06.10.1989 г.) создать “Беркут” с авиационной пушкой “ГШ-23”. Но правительство СССР не поддержало эту инициативу ОКБ и Главного штаба ВВС.

С 1989 года совместными усилиями Главного штаба ВВС, Управления армейской авиации Сухопутных войск и группы авторов “Беркута” создано оружие для спецназа, но ни одна из силовых структур не хочет его закупать, ссылаясь на хроническое безденежье. С гордостью обзавелись спецназом, но не стремятся обеспечить его специальным оружием и техникой.

Более двадцати лет офицеры мотострелковой дивизии Внутренних войск, прошедшие Афганистан, все горячие точки, начиная с Сумгаита и Нагорного Карабаха, шаг за шагом, последовательно улучшая все существовавшие до 1996 года семь образцов этой уникальной системы, для того, чтобы в 1996 году за четыре месяца создать по заказу ВВС и изготовить 8-й образец, названный “Беркут-М26”.

В докладной записке Комитету по обороне Госдумы на запрос его председателя в 1997 году Командующий армейской авиацией Сухопутных войск дал оценку “Беркуту” как оружию, возможному для применения в населенных пунктах без нанесения ущерба гражданскому населению.

Российские ученые и конструкторы недавно создали уникальную бортовую систему обороны (БСО) боевых вертолетов “Витебск”, по своей массе и габаритам оказавшуюся не востребованной для вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52.

Группа разработчиков “Беркута” письмом от 4 июня 2004 года обращалась к руководству страны с просьбой поручить государственным службам рассмотреть их предложение об объединении пока не востребованных “Беркута” и “Витебска” в единый комплекс на борту вертолета Ми-8МТ и использовать его для эскортирования и защиты вертолетов-салонов при перевозках в них первых лиц государства во время их служебных командировок по стране.

Так как авторы письма ранее служили во Внутренних войсках, имеющих свою авиацию, их обращение к президенту России для рассмотрения и ответа заявителям было поручено Министерству внутренних дел России. Авторы указанного письма от 4 июня 2004 года поделились со мной тем, что они не поняли, какое отношение МВД РФ имеет к охране и обороне вертолетов-салонов, перевозящих по воздуху первых лиц государства.

Об авторе: Герман Борисович Лаптев – генерал-майор.

Опубликовано в Независимом военном обозрении от 20.05.2005

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: