3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы ИС-1 (ИС-85) — тяжёлый танк

ИС-1 (ИС-85) — тяжёлый танк

В фев­ра­ле 1944 го­да имев­шие­ся в со­ста­ве Крас­ной Ар­мии пол­ки про­ры­ва, уком­плек­то­ван­ные тан­ка­ми КВ, бы­ли пе­ре­ве­де­ны на но­вые шта­ты. Од­но­вре­мен­но на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние но­вых час­тей, ос­на­щен­ных ма­ши­на­ми ИС, ко­то­рые ста­ли име­но­вать­ся тя­же­лы­ми тан­ко­вы­ми пол­ка­ми. При этом им еще при фор­ми­ро­ва­нии при­сваи­ва­лось на­име­но­ва­ние «гвар­дей­ский». По шта­ту в но­вых пол­ках на­счи­ты­ва­лось 375 че­ло­век лич­но­го со­ста­ва, че­ты­ре тан­ко­вые ро­ты ИС (21 танк), ро­та ав­то­мат­чи­ков, ро­та тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния, зе­нит­ная ба­та­рея, са­пер­ный, хо­зяй­ст­вен­ный взво­ды и пол­ко­вой ме­ди­цин­ский пункт. Фор­ми­ро­ва­ние ве­лось в Тес­ниц­ком тан­ко­вом ла­ге­ре под Ту­лой. Осо­бен­но­стью эки­па­жа тя­же­ло­го тан­ка ИС бы­ло на­ли­чие в нем двух офи­це­ров — ко­ман­ди­ра тан­ка и стар­ше­го ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и двух сер­жан­тов — на­вод­чи­ка ору­дия и за­ря­жаю­ще­го (он же млад­ший ме­ха­ни­к-во­ди­тель). По­доб­ный со­став эки­па­жей го­во­рит о важ­но­сти за­да­чи, ко­то­рая воз­ла­га­лась на но­вые ма­ши­ны и воо­ру­жен­ные ими гвар­дей­ские пол­ки. К со­жа­ле­нию, толь­ко не­боль­шая часть эки­па­жей вое­ва­ла ра­нее на тя­же­лых тан­ках КВ и «Чер­чилль» и име­ла бое­вой опыт. В ос­нов­ном же лич­ный со­став при­бы­вал из учи­лищ, ино­гда по­сле до­пол­ни­тель­ной под­го­тов­ки на ЧКЗ. При от­прав­ке на фронт к пол­кам при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли ГБТУ для на­блю­де­ния за ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тан­ков.

Пер­вые три пол­ка (1-й, 29-й и 58-й) по­сту­пи­ли в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние ко­ман­дую­ще­му 1-й гвар­дей­ской ар­ми­ей, ко­то­рая на­но­си­ла глав­ный удар в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. Еще два пол­ка (8-й и 13-й) во­шли в со­став 2-й гвар­дей­ской тан­ко­вой ар­мии и вме­сте с дру­ги­ми час­тя­ми при­ня­ли на се­бя ос­нов­ной удар 16-й, 17-й и 1-й не­мец­ких тан­ко­вых ди­ви­зий, пы­тав­ших­ся де­бло­ки­ро­вать груп­пи­ров­ку, ок­ру­жен­ную со­вет­ски­ми вой­ска­ми у г. Кор­сунь-Шев­чен­ков­ский.

Од­ним из пер­вых всту­пил в бой 13-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва. 15 фев­ра­ля 1944 го­да, имея в сво­ем со­ста­ве 21 танк ИС-85, он при­был в рай­он Фас­тов — Бе­лая Цер­ковь. По­сле мар­ша полк по­лу­чил за­да­чу под­дер­жать ата­ку 109-й тан­ко­вой бри­га­ды на д. Ли­сян­ка, для че­го ко­ман­ди­ром пол­ка бы­ла вы­де­ле­на ро­та — пять тан­ков ИС. К мо­мен­ту всту­п­ле­ния ее в бой по­след­ние Т-34 109-й тан­ко­вой бри­га­ды, ата­ко­вав­шие Ли­сян­ку в лоб, бы­ли под­би­ты «пан­те­ра­ми» и про­ти­во­тан­ко­вы­ми и штур­мо­вы­ми ору­дия­ми нем­цев. Под­пус­тив ИСы на рас­стоя­ние 600-800 м, не­мец­кие тан­ки и САУ от­кры­ли шкваль­ный огонь и в те­че­ние 10 ми­нут под­би­ли все на­ши тя­же­лые ма­ши­ны, при этом две из них сго­ре­ли. Ка­ж­дый танк по­лу­чил от 3 до 7 по­па­да­ний. На сле­дую­щий день д. Ли­сян­ку ок­ру­жи­ли и взя­ли. В ней бы­ли за­хва­че­ны бро­шен­ные без го­рю­че­го 16 «пан­тер», два Pz.IV и два штур­мо­вых ору­дия.

5 мар­та 1944 го­да 15 ИС-85 13-й гвар­дей­ско­го тя­же­ло­го тан­ко­во­го пол­ка про­ры­ва под­дер­жи­ва­ли ата­ку 50-й тан­ко­вой бри­га­ды на Умань. Во вре­мя боя пять тан­ков бы­ло под­би­то ог­нем 88-мм зе­нит­ных ору­дий, три ма­ши­ны вы­шли из строя по тех­ни­че­ским при­чи­нам, а од­на упа­ла с мос­та у д. Пол­ков­ни­чье и пе­ре­вер­ну­лась. Здесь же про­изо­шел и до­воль­но ред­кий слу­чай: ниж­ний ло­бо­вой лист од­но­го ИСа про­би­ло сна­ря­дом тя­же­ло­го не­мец­ко­го про­ти­во­тан­ко­во­го ру­жья s.Pz.B.41, имев­ше­го ко­ни­че­ский ствол ка­либ­ра 28/20 мм.

Пер­вое за­фик­си­ро­ван­ное столк­но­ве­ние ИС-85 с «ти­гра­ми» про­изош­ло 4 мар­та 1944 го­да в рай­оне г. Ста­ро­кон­стан­ти­но­ва на Ук­раи­не в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. 1-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва (ко­ман­дир — под­пол­ков­ник Н.И. Бу­ла­нов) всту­пил в бой с ро­той тя­же­лых тан­ков «Тигр» 503-го тя­же­ло­го тан­ко­во­го ба­таль­о­на. В хо­де пе­ре­стрел­ки в ус­ло­ви­ях пло­хой ви­ди­мо­сти с дис­тан­ции 1500-1800 м один ИС ока­зал­ся под­бит, а три по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния но впо­след­ст­вии бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны. От­вет­ным ог­нем ИСов у од­но­го «Ти­гра» по­вре­ди­ли пуш­ку, а у дру­го­го — хо­до­вую часть. 16 мар­та «тиг­ры», от­крыв огонь из за­са­ды, под­би­ли че­ты­ре ИСа, два из ко­то­рых сго­ре­ли вме­сте с эки­па­жа­ми. Чуть рань­ше, 8 мар­та, два ИСа со 150-200 м бы­ли рас­стре­ля­ны за­мас­ки­ро­ван­ны­ми 75-мм штур­мо­вы­ми ору­дия­ми. Один танк по­лу­чил 8 по­па­да­ний, дру­гой — 4.

В ре­зуль­та­те этих бо­ев поя­ви­лось за­клю­че­ние ГБТУ о не­со­от­вет­ст­вии воо­ру­же­ния ИС-85 и его бро­ни­ро­ва­ния ана­ло­гич­ным по­ка­за­те­лям не­мец­ких тя­же­лых тан­ков. В нем ре­ко­мен­до­ва­лось из­ме­нить фор­му и бро­ни­ро­ва­ние ло­бо­вой час­ти кор­пу­са и уси­лить воо­ру­же­ние тан­ков ИС. Со­хра­нив­шие­ся до­ку­мен­ты тех лет по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что из об­ще­го ко­ли­че­ст­ва из­го­тов­лен­ных тя­же­лых тан­ков это­го ти­па в бо­ях при­ня­ли уча­стие ров­но 100 еди­ниц. Еще 6 тан­ков бы­ли от­прав­ле­ны в выс­шие офи­цер­ские тан­ко­вые шко­лы — по две ма­ши­ны в ка­ж­дую. Один танк №31113 на­хо­дил­ся на ис­пы­та­ни­ях на по­ли­го­не в Ку­бин­ке. К кон­цу вой­ны в строю ос­та­ва­лось 37 ис­прав­ных тан­ков ИС-85. Еще 37 в ап­ре­ле 1945 го­да бы­ли спи­са­ны из-за ес­те­ст­вен­но­го из­но­са, по­сколь­ку про­бег ка­ж­до­го из них пре­вы­сил 2000 км.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

ИС-1 (ИС-85), Тяжелый танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-85 (ИС-1, Иосиф Сталин, объект 237)

ИС-1 – тяжелый советский танк второй половины Второй мировой войны. Аббревиатура «ИС» обозначает серию подобных машин и расшифровывается, как «Иосиф Сталин», число «1» – порядковый номер модификации тяжелых танков серии ИС. В войсках танки ИС-1 часто называли ИС-85, где индекс «85» обозначает калибр орудия.

История и предпосылки создания.
Появление у немцев тяжелого танка «Тигр» заставило руководство РККА искать пути борьбы с ним. Конструкторское бюро Опытного завода № 100 получило задание разработать тяжелый танк, который смог бы на равных бороться с новыми танками Вермахта. Советские тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 создавались на базе тяжелого танка КВ-1 и разработанного и собранного прототипа среднего танка с тяжелым бронированием КВ-13 (проектное название – «Объект 233»). В конструкторскую группу по разработке нового тяжелого танка вошли Н. М.Синев (разработал башню), К. И.Кузьмин (разработал корпус), С. В.Мицкевич (элементы трансмиссии и ходовой части) и Г. Н.Москвин (разработка общей компоновки). В качестве исходного варианта для сборки прототипов был взят танк КВ-13. При этом первый прототип, который вооружили 76,2-миллиметровой пушкой ЗИС-5, получил название ИС-1 (проектное название «Объект 233»), а второй, вооруженный 122-миллиметровой танковой гаубицей У-11, взятой в опытном тяжелом танке КВ-9, — получил название ИС-2 (проектное обозначение «Объект 234»). Испытание двух прототипов проводились с 22 марта по 19 апреля 1943 года и закончились довольно удачно и оба прототипа были приняты за базовые. Дальнейшие доработки по «Объекту 233» привели к усилению брони машины, а так же к усилению огневой мощи, что было реализовано путем вооружения танка более мощной 85-миллиметровой пушкой Д-5Т, с успехом используемой танком КВ-85. Принятый на вооружение РККА в средине октября 1943 года тяжелый танк ИС-1 был сразу же запущен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) и беспрерывно производился в период с октября 1943 года по конец января 1944 года. За это время было выпущено порядка 130 единиц этих танков.

Читать еще:  БТР-90 «Росток» - бронетранспортёр

Компоновка.
Советский тяжелый танк ИС-1, который являлся усовершенствованной и модернизированной конструкцией тяжелого танка КВ-1, был скомпонован классически. При этом бронекорпус от носовой части до кормы последовательно разделялся на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель располагался в отделении управления на продольной оси танка, три члена экипажа танка (командир, наводчик и заряжающий) размещались в боевом отделении, которое распространялось на часть броневого корпуса и башню. Здесь так же устанавливалось орудие Д-5Т, располагался его боекомплект и часть топливных баков. Трансмиссия, двигатель и радиаторы жидкостного охлаждения располагались в кормовой части танка.

Бронезащита корпуса и башни.
Броневая защита советского тяжелого танка ИС-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом она защищала экипаж танка и его основные агрегаты от поражения снарядами средних калибров на основных снарядоопасных направлениях, а так же средних и крупных осколков. Броневой корпус, за исключением лобовых деталей, сваривался из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 миллиметров, которые соединялись между собой и каркасом. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья. Ее толщина в различных местах колебалась в диапазоне от 30 до 120 миллиметров. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня тяжелого танка ИС-1 так же имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 миллиметров и ориентировались с наклоном к вертикальной нормали, что повышало снарядостойкость. Передняя (лобовая) часть башни с прямоугольной амбразурой для установки орудия образовывалась при пересечении четырех полусфер. Эта деталь производилась литьем и соединялась болтовыми соединениями с остальными деталями, которые формировали башню. Броневая маска орудия имела форму цилиндрического сегмента из катаной и изогнутой броневой плиты. В ней выполнялось три отверстия различной формы и размеров для установки орудия, спаренного с ним пулемета и оптического прицела. Башня монтировалась на погон, который имел диаметр 1800 миллиметров в крыше боевого отделения и закреплялся крючкообразными захватами, что исключало отрыв или сваливания башни при опрокидывании танка или большом крене на борт. Со смещением влево от продольной оси танка на основной его башне монтировалась командирская башенка для обзора местности командиром с толщиной брони вертикальных стенок до 85 миллиметров. Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два основных люка круглой формы: один двухстворчатый в командирской башенке и второй одностворчатый над местом расположения заряжающего. Механик-водитель своего люка не имел, что уменьшало его шансы на спасение при подбитии машины. В днище корпуса имелся днищевый люк, который можно было использовать при экстренной эвакуации экипажа.
Вооружение.
В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85-миллиметровая танковая нарезная пушка Д-5Т, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия 52-К. Она устанавливалась на цапфы в башню и полностью уравновешивалась. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки в диапазоне от −5° до +25°. Спуск при выстреле был электрическим, но так же имелась возможность произвести выстрел и ручным спуском. Боекомплект в танке для орудия составлял 56 выстрелов унитарного заряжания. Боекомплект к пушке Д-5Т размещался по бортам боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения тяжелого танка ИС-1 были использованы три пулемета ДТ калибром 7,62 миллиметра. Один из них устанавливался справа от места механика-водителя в корпус и жестко фиксировался, являясь курсовым, второй монтировался в броневую маску и спаривался с пушкой и третий был установлен в приливе задней части башни в шаровую установку. Боекомплект ко всем трем пулеметам ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в диски. В более поздние периоды выпуска танка от курсового пулемета отказались, так как ведение огня из него было неэффективным, а его наличие существенно понижало бронеустойчивость корпуса. Кроме этого экипаж танка вооружался личным оружием, которое состояло из пистолетов ТТ и пистолета-пулемета ППС, а так же гранатами Ф-1 в количестве от 8 до 16 штук.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.
Тяжелый танк ИС-1 в качестве силовой установки был оснащен четырехтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 520 лошадиных сил, что обеспечивало развитие танком максимальной скорости при движении по ровной местности или шоссе до 37 километров в час. При запуске двигателя использовали инерционный стартер с ручным или электрическим приводом. Тяжелый танк ИС-1 имел три топливных бака, которые располагались в боевом отделении (два) и в моторно-трансмиссионном (один). Танк также мог быть в случае необходимости оснащен четырьмя дополнительными наружными баками общей емкости 360 литров, которые не связывались с общей топливной системой силовой установки.

Тяжелый танк ИС-1 был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:
-главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения стали по феродо;
-коробки передач (четырехступенчатой), оснащенной демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 – назад);
-двух двухступенчатых бортовых планетарных механизмов поворота, оснащенных многодисковым оптимизированным фрикционом блокировки, который работал по принципу сухого трения сталь по стали;
-тормозов ленточного типа;
-двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов.

Приводы для управления трансмиссией механиком-водителем танка были механические.
По своему типу подвеска тяжелого танка ИС-1 была индивидуальная торсионная, работающая для каждого из 6 цельно литых опорных двускатных катков малого диаметра (550 миллиметров) применительно по каждому борту. По каждому опорному катку к броневому корпусу сваркой монтировался ограничитель хода для балансиров подвески. Верхний рукав каждой гусеницы поддерживался тремя малыми цельно литыми катками с каждого борта. Ведущие колеса заднего расположения снабжались съемными зубчатыми венцами с цевочным типом зацепления. Ленивцы имели форму, идентичную форме опорных катков, располагались спереди. Механизм натяжения гусениц винтового типа располагался у ведущего колеса с обеих бортов. Каждая из двух гусениц собиралась из 86 траков, имевших одногребеневую форму и ширину в 650 миллиметров.

Боевое применение.
Танк ИС-1 стал своего рода переходной формой от танков серии КВ (КВ-1, КВ-1с и КВ-85) до тяжелых танков нового поколения ИС-2 и ИС-3, поэтому он недолгое время выпускался серийно и не столь массово, как его предшественники и последователи. Тяжелый танк ИС-1 дебютировал на фронтах Великой Отечественной войны не очень удачно. Первая же атака танков ИС-1 на Лысянку (ныне – Черкасская область, Украина) 19 февраля 1944 года со стороны Белой Церкви закончилась трагически. Из пяти танков ИС-1, участвовавших в атаке, два сгорели, а три были подбиты от огня немецких самоходок и «Пантер». В дальнейшем, принимая участие в Уманской наступательной операции, танки ИС-1 несли неоправданные потери, которые возможно объяснить, как неправильным их использованием, так и несовершенством конструкции, которое в тот период имело место. В дальнейшем танки ИС-1 использовались при прорыве обороны противника на различных фронтах Великой Отечественной войны от Карелии до Румынии, отдельные из этих машин закончили свой боевой путь с окончанием боевых действий в Европе. В послевоенный период они долгое время использовались, как учебные машины для подготовки экипажей для самоходных орудий и тяжелых танков ИС-3. Окончательно последний танк ИС-1 был снят с вооружения Советской армии в мае 1954 года.

Читать еще:  Характеристики РПК - ручной пулемёт

Состояние – принят на вооружение в 1943 г.
Разработчик – КБ ЧКЗ
Изготовитель – ЧКЗ
Производство – малая серия 1943 г.
Боевая масса, т – 44
Длина, мм
– с пушкой вперед – 8560
– корпуса – 6770
Ширина, мм – 3070
Высота по крышу башни, мм – 2735
Клиренс, мм – 465
Ср. уд. давление на грунт, кг/см.кв.- 0.78
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. – 36
– брод, м – 1,3
Тип двигателя – дизель В-2-10 (В-2-ИС)
Максимальная мощность, л.с – 520
Запас топлива, л – 500+360
Удельная мощность, л.с/т – 11,8
Максимальная скорость, км/ч – 40
Запас хода, км – 150
Бронирование, мм:
– лоб корпуса – 120
– лоб башни – 100
Средства постановки дымзавес – 2 ДШ
Экипаж, чел – 4
Вооружение:
– число х калибр, мм и тип орудия – 1х85мм Д5-Т85
(боекомплект, шт.) – (59)
– число х калибр, мм и тип пулеметов – 3х7,62 мм ДТ
(боекомплект, шт.) – (2520)
Прицел – 10Т-15, ПТ-4-15
Радиостанция – 10-РК-26

Танки серии ИС (Иосиф Сталин)

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.

Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.

ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.

Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.

Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1.

Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.

В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.

Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.

Читать еще:  Рисунки Ка-31 - вертолет ДРЛО

ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».

Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.

ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.

Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.

ИС-4 — советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.

В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС-6 — опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.

Особенностью другого танка — «Объекта-253» — была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.

Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.

Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.

Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.

При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.

Танк ИС-3 на ходу в Кубинке

Тяжелые танки ИС и КВ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector