Фотографии Т-64 – средний танк
Основной боевой танк Т-64
Характеристики основного боевого танка Т-64
Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка.
К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.
Создание танка Т-64
Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием «объект 430» и должен был оснащаться 100 -мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62-мм курсовым пулеметом СГМТ, и 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ. Двигатель и ходовая часть машины были совершенно новыми.
Три первые экземпляра объекта 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 и поступили на испытания на полигон в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части и итоговый вывод получился крайне не утешительным — новая машина в целом не превосходила уже имеющиеся Т-54.
Чертеж основного боевого танка Т-64 с противокумулятивной броней
В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту «объект 430». В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название «объект 435«.
Новый танк был намного лучше предшественника и в начале 1961 г. конструкторы получили тактико — техническое задание на разработку среднего танка на основе проектов 430 и 435.
Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название «объект 432» в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны.
Серийное производство объекта 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г., ещё до официального принятия танка на вооружение. В 1966 году его наконец приняли на вооружение официально, как «средний танк Т-64«.
Т-64 — от среднего танка к основному
В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик.
Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием «объект 434» и была принята на вооружение в мае 1968 под названием Т-64А.
Танк Т-64А выпуска 1973 года
В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А с новой 125-мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем, комплексом управляемого ракетного вооружения и более мощным двигателем 6ТД.
В 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название «основной боевой танк Т-64Б«. Танк совмещал качества среднего и тяжелого танков, и фактически был первым в классе совершенно новых боевых машин — основного боевого танка.
Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 — 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты «Контакт», состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Все танки ранних выпусков были доведены до их уровня в ходе модернизаций.
Основной боевой танк Т-64
Модификации танков Т-64
- объект 432 — танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;
- средний танк Т-64 — серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;
- средний танк Т-64А — серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;
- средний танк Т-64Р — танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;
- танк Т-64АК — командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б «Сосна» — модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б-1 — модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;
- танк Т-64БК — командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;
- основной боевой танк Т-64БВ — модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты «Контакт»;
- танк Т-64БВК — командирский вариант танка Т-64БВ;
Также, на базе Т-64 был создан и первый в мире основной боевой танк с газотурбинной установкой в качестве двигателя — Т-80.
Спецмашины на базе танка Т-64
- многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т
- путепрокладчик БАТ-2
- котлованная машина МДК-3
- плавающий гусеничный транспортер ПТС-2
- самоходный паром ПММ -2М.
На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций.
Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство Т-64БВМ продолжалось на Украине вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана.
В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной.
Однако как бы там не было, Т-64 это танк-первооткрыватель, машина, опередившая свое время и по сути, как и Т-34 ранее, заложившая фундамент для развития танкостроения в нашей стране на десятилетия вперед.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
Т-64 – это советский основной боевой танк, созданный в 1960-е годы. Самый первый основной боевой танк в мире. В основном под именем Т-64 известна главная модификация этого танка – Т-64А, которая и является в полном смысле основным танком – изначальный Т-64 был только средним танком.
История создания Т-64
В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.
Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А
Общая информация
- Классификация — основной боевой танк;
- Боевая масса — 38,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы производства — 1963-1987;
- Годы эксплуатации — с 1967;
- Количество выпущенных – более 8000 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6540 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
- Ширина корпуса – 3415 мм;
- Высота – 2170 мм;
- База – 4242 мм;
- Колея – 3270 мм;
- Клиренс – 500 мм.
Бронирование
- Тип брони — комбинированная многослойная;
- Лоб корпуса — 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
- Борт корпуса – 80 мм;
- Лоб башни — 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
- Тип пушки — гладкоствольная пушка;
- Длина ствола — 51 калибр (6350 мм);
- Боекомплект пушки – 37;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Дальность стрельбы – до 10 км;
- Прицелы — ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
- Пулемёты — 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.
Подвижность
- Тип и марка двигателя — 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 700 л.с.;
- Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
- Запас хода по шоссе — 500-600 км (700 км с доп. баками);
- Запас хода по пересечённой местности — 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
- Тип подвески- независимая торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
- Преодолеваемый ров – 2,85 м;
- Преодолеваемый брод – 1 м.
Модификации
- Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
- Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
- Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
- Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
- Т-64БМ «Булат» — современная украинская модификация танка (2005 год);
- Т-64Е – еще более современная украинская модификация (2010 год).
Применение в бою
Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:
- Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение 40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
- В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
- Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.
Фотографии Т-64
Память о танке
Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:
- В Омске, на территории кадетского корпуса;
- В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
- В Рыбинске, в деревне Сретенье;
- В Бронетанковом музее в Кубинке;
- В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.
Танк в культуре
Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.
Т-64 против Т-72: извечное противостояние. Часть-1
В последнее время, ввиду известных обстоятельств, возобновились споры о двух ОБТ – Т-72 и Т-64. Первый танк был разработан в Нижнем Тагиле, второй – в Харькове. Два советских танка нерадивыми потомками разделили на «украинский» и «российский», и ломают копья в контексте современных российско-украинских отношений. Сегодня мы попытаемся максимально объективно объяснить историю создания двух машин, из которых будет проистекать их разница.
Несправедливо «продвинутый» Т-64
Первый довод «адептов УВЗ» утверждает, что тагильские разработки сознательно задвигали. Что, отчасти, правда. Во второй половине 1950-х в нескольких КБ началась разработка нового среднего танка на замену Т-55. От инженеров требовали значительного повышения характеристик, революционного скачка. В КБ Харьковского завода результатом изысканий стал Объект 430. Машина многим походила на предшественника, и единственным шагом вперед стала новая компоновка, которая позволила вдвое уменьшить заброневое пространство – по сравнению с Т-55.
В КБ Уралвагонзавода, тем временем, трудились над Объектом 165 и 166, которые многим основывались на Т-55, и были их эволюцией. Первый, как и 430-й, использовал нарезную пушку У-8ТС, а Объект 166 получил гладкоствольное орудие У-5ТС. Объект 165 и 430 отвергли по причине отсутствия решительных преимуществ перед Т-55, а Объект 166 в 1961 году взяли на вооружение как танк Т-62. Причем взяли как экстренную меру, не оставляя надежд увидеть «революционный» танк.
В том же году Л.Н. Карцев – создатель Т-62 – предлагает усовершенствованную конструкцию. Объект 167 получил новую ходовую часть и мотор, что значительно улучшило подвижность танка. Но Н.С. Хрущев отказал в испытаниях новинки. Тем временем, в 1962 году харьковчане представили Объект 432, который провалил государственные испытания. Сложилась спорная ситуация: с одной стороны, машина обеспечивала высочайший уровень защищенности и подвижности, но с другой – ее выпуск требовал модернизации производства, а надежность и конструкторские решения вызывали множество вопросов. Тем не менее сырую конструкцию начали выпускать, модернизируя «по ходу». Лишь в 1966 году машина прошла повторные испытания, по результатам которых Т-64 приняли на вооружение. А спустя год был разработан Объект 434 со 125-мм орудием, который стал первым ОБТ в мире – Т-64А.
Т-72: новый танк или работа над ошибками?
С началом серийного производства Т-64А, Л.Н. Карцев не забыл свои идеи. Напротив, нужда в новом танке сохранялась, так как производство узлов к харьковской машине располагалось в опасной близости к западным границам СССР. А в случае войны это могло существенно подкосить обороноспособность. Это стало достаточной мотивацией для создания «мобилизационной» версии Т-64. В первую очередь, речь шла о моторе, который производился в Харькове. Еще в 1965 году в КБ омского завода «Трансмаш» создали «Объект 436», представлявший собой Т-64 с «классическим» дизельным двигателем В-45. Да и без того, в КБ Уралвагонзавода было достаточно образцов.
В 1962 году на основе отвергнутого Объекта 167 был создан Объект 167М – со 125-мм орудием, автоматом заряжания и 750-сильным мотором. Государственная комиссия рассмотрела машину, но вывод был нежданным: ввиду того, что перспективная техника будет развиваться на основе Т-64, Объект 167М становится лишней машиной. При этом стоит отметить, Т-64 все еще не был принят на вооружение из-за неотработанной конструкции. Так бы и закончились изыскания Карцева, если бы не один момент. Осенью 1967 года на Уралвагонзавод прибыл Министр оборонной промышленности С.А. Зверев, который по достоинству оценил наработки Карцева. В частности, выгодно выглядел тагильский автомат заряжания, который был надежней харьковского механизма. Его-то и предложили к установке в Т-64А.
Так в августе того же года начались работы над танком Объект 172. В машину установили двигатель В-45К в 730 сил и новый автомат заряжания. В 1968 году опытный танк испытали. Машина превосходила Т-64А по надежности и ремонтопригодности, а относительно простой V-образный мотор (в отличие от оппозитного турбопоршневого агрегата Т-64) был прост в производстве. Единственным минусом осталась ходовая часть, которая без изменений перекочевала с харьковского танка. По этой причине проект закрыли… Что бы начать работу над «Объектом 172М»!
Стоит отметить, у Морозова был шанс модернизировать свой танк. Ссылаясь на отчеты рембатов, к нему обратился Ю.А. Рябов, замещавший командующего бронетанковых сил СССР. Но, по неизвестным причинам, Морозов отказался улучшить свое детище. Так у Карцева появились все основания для создания Объекта 172М. Машина, по сути, была Объектом 172 с ходовой частью Объекта 167. Танк получил форсированный до 780 сил двигатель В-46, а траки унифицировали с деталями Т-62. Машина оказалась на три тонны тяжелее Т-64А, но более мощный мотор нивелировал эту разницу. В конце 1970 года были готовы первые опытные образцы, испытания и доводка которых заняла почти три года. А в августе 1973-го танк под обозначением Т-72 приняли на вооружение.
Так начался параллельный путь двух похожих и одновременно различных советских танков, которые впоследствии окажутся под разными флагами. А в бытность СССР два танка одновременно состояли на вооружении ВС СССР. В следующей части материала мы разберем преимущества и недостатки двух машин.