33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированная колесная техника

Гусеничная военная техника или колёсная: неразрешенный спор современности

На протяжении всего времени существования бронированной военной техники продолжается обсуждение преимуществ гусеничных и колесных машин. Ведь и одни, и другие обладают своими уникальными техническими и боевыми характеристиками и хорошо показывают себя в боевых условиях. Спор относительно того, какой же вариант лучше, всё ещё не разрешён.

Главное достоинство гусеничных бронемашин (танков) – высокая огневая мощь. На гусеничном ходу идут тяжелые бронированные платформы, обладающие превосходными ударными характеристиками. Но колесная техника более проста в обслуживании и, что еще более важно, обладает большей мобильностью и способностью к быстрому перемещению по автомагистралям. Учитывая, что в современных локальных конфликтах мобильность и маневренность являются очень значимыми, интерес армий мира к колесной технике только растет.

Американская армия в период Холодной войны предпочитала гусеничные бронированные машины, которые рассматривались в качестве оптимального противника советской тяжелой технике. В то же время, многие европейские страны особое внимание уделяли колесным боевым машинам, которые подходили для использования в азиатских и африканских колониях против легковооруженного противника в виде армий развивающихся стран и повстанческих группировок.

Распад Советского Союза, прекращение существования социалистического лагеря в Европе и смещение военных приоритетов в сторону локальных конфликтов способствовали изменению подхода американского командования к бронированным машинам. Колесные бронемашины считались более выгодными при использовании в городских условиях, в уличных боях.

В итоге американская армия отдала предпочтение бронемашинам LAV III Stryker производства американской компании General Dynamics Land Systems. Эта бронемашина стала основной в механизированных подразделениях армии США, занимающих промежуточное положение между тяжелыми танковыми бригадами на гусеничных M1 Abrams и боевых машинах пехоты M2 Bradley и легкими пехотными бригадами на внедорожниках Humvee.

Афганистан, Ирак, Сирия – военные операции американской армии в этих странах сложно представить себе без колесных бронемашин Stryker. К безусловным достоинствам колесных бронемашин относятся простота в обслуживании, высокая мобильность, способность покрывать до 530 км без дозаправки. Однако Stryker столкнулись и с критикой, особенно после кампании в Ираке. Главная претензия – недостаточная мощь брони, что делало Stryker и подобные машины легкой мишенью для противника.

В итоге колесным бронемашинам стали укреплять броню, что сразу же увеличило их вес с 23 тонн до 30 тонн. Но вес в 35 тонн специалисты считают рубежным между колесной и гусеничной техникой. Более тяжелые машины уже должны быть на гусеничной платформе, которая способна выдерживать такую нагрузку. К тому же, колесные бронемашины не могут успешно действовать против подразделений, вооруженных тяжелой техникой – танками и гусеничными боевыми машинами пехоты.

Командование американской армии попыталось решить противоречие между плюсами и минусами как колесной, так и гусеничной техники, обратившись к использованию смешанных бригад, включавших в себя Stryker и Abrams. Однако в ходе проведенных учений выяснилось, что действовать синхронно такие подразделения не могут. К аналогичным выводам пришли и офицеры сухопутных войск Великобритании, которая также пыталась создать смешанные подразделения.

Поэтому в настоящее время ряд государств рассматривает такой компромиссный вариант как использование резиновых гусеничных лент вместо стальных. Одним из самых известных проводников такого решения является компания BAE Systems. Так резиновые гусеницы появились на боевых машинах пехоты CV90.

К преимуществам резиновых гусениц их сторонники относят очень значительную экономию топлива (на 30%), снижение шума и вибрации, простоту обслуживания. Резиновые гусеницы используют также на бронетранспортерах М113 и боевых машинах пехоты Bronco.

Первыми о переходе на такие гусеницы заявили сухопутные войска Норвегии и Нидерландов. Армия Норвегии испытала боевые машины CV90 во время своего участия в кампании в Афганистане, а затем передовому опыту норвежцев решили последовать и в нидерландских вооруженных силах, также эксплуатирующих машины CV90.

Учитывая, что сейчас в США и НАТО опять заговорили о рисках, связанных с возможностью использования Россией танков в Восточной Европе, можно предположить, что гусеничная техника обретет большую популярность, чем прежде. Чем тяжелее становятся машины, чем больше они защищены от оружия неприятеля, тем актуальнее использование гусениц – и новых – резиновых, и традиционных – стальных. Но это, разумеется, не отменяет и необходимость обладания колесными боевыми машинами, особенно для использования их в разведывательных и полицейских операциях.

Колесная бронированная техника ВС Германии

Р уководство ВС Германии принимает активные меры для достижения высокой наземной мобильности войск в совокупности с безопасностью личного состава в ходе операций. Их основой служит обеспеченность бундесвера защищенными транспортными средствами, значительную долю которых составляет колесная бронированная техника.

Колесная бронированная техника бундесвера

Колесная бронированная техника – концепции и классификация

Согласно взглядам немецкого командования, особое значение «защищенная тактическая мобильность» (Geschutzte Taktische Beweglichkeit) имеет для сухопутных войск (СВ), несущих основную нагрузку по выполнению зарубежных миссий.

Анализ операций, проведенный специалистами бундесвера, начиная с 1990-х годов, показал, что основы защищенности и живучести войск на поле боя за прошедший период существенно изменились.

В прошлом высокую защиту имела, главным образом, техника боевых войск и сил боевой поддержки. Напротив, транспорт подразделений обеспечения оставался незащищенным. Это существенно повышало его уязвимость от засад повстанцев, непредсказуемых атак террористов-смертников, самодельных взрывных устройств (СВУ) и других видов ассиметричных угроз.

Подрыв на СВУ

Концептуальные основы

Поскольку в миссиях бундесвера последних лет активно использовалась колесная техника, ее защищенность с 1990-х годов приобрела для ВС Германии особую актуальность. Разработка фундаментальных основ защиты колесного транспорта бундесвера началась в 2004 году. Результаты нашли отражение в ряде документов:

  • «Защита войск и объектов вооруженных сил в операциях» (Schutz von Kräften und Einrichtungen der Streitkräfte im Einsatz) от 2006 года;
  • «Боевые возможности защищенной тактической мобильности в рамках наземных операций» (Fähigkeit zur geschützten taktischen Beweglichkeit im Rahmen landgebundener Operationen);
  • «Автомобильный транспорт в операциях» (Straßentransport im Einsatz).
Читать еще:  М-46 - 130-мм буксируемая пушка

Свойства и классификация

В указанных документах колесная бронированная техника получила определение категорий защиты, систему требования в отношении ее боевых возможностей и тактико-технических характеристик (ТТХ). В частности, согласно новым стандартам минимальные показатели защищенности обязательно должны дополняться соответствующим уровнем стойкости в отношении СВУ.

Самодельные взрывные устройства (СВУ)

В настоящее время новая колесная бронированная техника, поставляемая бундесверу, помимо максимально возможной защиты должна обладать и другими свойствами. В частности, обладать высокой мобильностью, обеспечивать возможность поражения противника из транспортного средства, иметь оптимальную общую функциональностью.

Кроме того, потребности войск предписывается реализовываться ограниченным числом типов транспортных средств. Вследствие чего, минимизируются расходы на закупку, эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава.

В итоге, согласно «заключительным функциональным требованиям» (Abschließenden Funktionalen Forderungen), колесная бронированная техника сухопутных войск и объединенных силах обеспечения (ОСО) бундесвера представлена в трех основных категориях:

  • бронированные командные и функциональные автомобили (Geschützten Führungs- und Funktionsfahrzeuge, GFF, далее БКМА);
  • бронированные транспортные автомобили (Geschützten Transportfahrzeuge, GTF, или БТА);
  • защищенные специальные автомобили (Geschützte Sonderfahrzeuge, GSF, или ЗСА).

Кроме указанных категорий группу защищенной военной техники бундесвера дополняют боевая бронированная техника боевых войск, войск боевой поддержки и частично защищенный транспорт ОСО.

Потребности и реальные возможности

Расчеты, впервые проведенные в отношении защищенной наземной техники, определили общие оперативные потребности ВС Германии в количестве 20 тыс. бронемашин.

Высокая стоимость закупок в сочетании с ограничениями военного бюджета показали невозможность их удовлетворения. В итоге при планировании реформы бундесвера реализован подход, направленный на сосредоточение сил и средств на возможных операциях и на подготовке войск к их проведению.

Подход нашел свое отражение в действующей с июня 2011 года «Концепции оснащения бронированными колесными и гусеничными машинами для задач бундесвера» (Konzept zur Ausstattung mit geschützten Rad- und Kettenfahrzeugen für die Aufgaben der Bundeswehr). По мнению разработчиков, новая концепция способна гарантировать удовлетворение структурных потребностей ВС на 80 процентов.

Вместе с тем, общие финансовые затраты в рамках концепции оставались для военного бюджета высокими. В результате в 2012 году для бундесвера установлена верхняя граница бронированной техники в количестве 7 тыс. единиц. Этот показатель фактически закрепил на ближайшее время недостаток защищенных транспортных средств для военных зарубежных миссий.

Всего в составе ВС Германии планируется иметь 54 тыс. транспортных средств, из них:

  • 7 тыс. ед. бронетехники: основные структурно-определяющие системы вооружений (ОБТ «Леопард 2», БМП «Пума», САУ «PzH 2000» и т.п.), плюс колесная бронированная техника категорий БКМА, БТА и ЗСА;
  • 9 тыс. незащищенных автомобилей в штатах воинских частей;
  • 38 тыс. автомобилей так называемого «гибкого компонента».

Указанный «гибкий компонент» находится в ведении компании «Бундесвер-Фурпаркзервисе ГмбХ» (Bw-Fuhrparkservice GmbH) и предназначен для пропорционального использования бундесвером внутри страны и за рубежом. Транспорт предоставляемых в распоряжение воинских частей по договору аутсорсинга.

Эмблема предприятия Bw-Fuhrparkservice GmbH

Бронеавтомобили бундесвера

Немецкая колесная бронированная техника подавляющей частью представлена бронеавтомобилями (БА) категорий БКМА и БТА. В свою очередь БА категории БКМА по критериям веса и размера подразделяются на перевозимые и не перевозимые по воздуху. Категория БТА различается по критерию грузоподъемности.

Техника категории БКМА имеет защищенные кабину водителя и функциональный модуль. Категория БТА, как правило, ограничена защитой кабины водителя. Почти все БА оснащены станцией дистанционного управления оружием (Fernbedienbaren Leichten Waffenstationen, FLW) или лафетами для применения личного оружия экипажа.

Станция дистанционного управления оружием FLW100

В перспективе предусматривается заменить все недостаточно защищенные транспортные средства бундесвера БА нескольких размерных классов (приложение 1). Критериями классификации являются: полезная нагрузка и объем, баллистическая и противоминная (СВУ) защита, проходимость, управляемость, защищенность от средств РЭБ и поражающих факторов ОМП. Первые поставки БА, отвечающих указанным требованиям, начались в 2000 году с закупки 147 автомобилей «Динго 1».

Колесная бронированная техника категории БКМА

Категория БКМА представлена бронеавтомобилями трех классов и пяти моделей. Проводятся исследования в отношении БА 4-го класса.

Бронеавтомобили 1 класса

Модель «Мунго» (Mungo)

Изготовитель – компания «Краусс-Маффей Вегманн» (Krauss-Maffei Wegmann, KMW). Машина имеет три варианта базовой комплектации от компании «Мультикар» (Multicar).

Бронеавтомобиль Mungo

БА может перевозиться транспортным вертолетом CH-53 и оснащен баллистической и противоминной защитой. В настоящее время 400 БА «Мунго» являются машинами управления и транспортными средствами отделений воздушно-десантных войск (ВДВ). В том числе, 31 бронеавтомобиль «Мунго» оснащен сменным оборудованием для десантирования.

Более 150 БА используются в качестве транспортных платформ. Автомобили применяются для тылового и медицинского обеспечения, а также для дезактивации и дегазации подразделений ВДВ Германии. Считается, что значительная часть потенциала этого автомобиля еще не раскрыта.

Модель «Енок 5.4» (Enok)

Совместное производство «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) и австрийской компании «AЦС/Ахляйтнер» (ACS/Achleitner). БА относится к не перевозимому по воздуху варианту. Машина считается хорошим компромиссом между полезной нагрузкой и размером транспортного средства. Автомобиль имеет высокие показатели преодоления пересеченной местности. Кабина построена по принципу полностью стального монокока. Экипаж до четырех человек защищен от баллистических угроз, кумулятивных зарядов и мин (СВУ). Закуплено более 140 ед. «Енок 5.4».

Бронеавтомобиль Enok

Дополнительно, заказаны 84 БА «Енок» усовершенствованной версия 6.1. Поставка началась в 2017 году. Модель имеет улучшенную защиту и полезную нагрузку в 1,3 т. Оснащена станцией дистанционного управления оружием FLW100.

Рассматривается возможность использования в качестве автомобиля для сил специального назначения, патрульного автомобиля или учебной машины для подготовки водителей. Согласно оценкам, его поставка сможет окончательно покрыть потребность в БКМА 1-го класса.

Бронеавтомобили 2 класса

Этот класс представлен БА «Игл» (Eagle) совместного производства компаний «Дженерал Дейнемикс Европиен Лэнд Системс» и «Моваг» (General Dynamics European Land Systems-Mowag).

Бронеавтомобиль Eagle

Уже поставленные автомобили «Игл IV», как отмечается, не покрывают общие потребности войск, которые оцениваются в 495 БА данного класса в 13 вариантах оснащения. Основные направления использования «Игл»: командирские машины, транспортировщики комплектов вооружения, транспортные средства мобильных медицинских подразделений (ММП).

Читать еще:  Фотографии ГШ-18 - пистолет

Бронеавтомобили 3 класса

Колесная бронированная техника категории БКМА 3 включает транспортные машины для комплектов вооружения, для патрулирования или автомобили боевого охранения.

Модель «Як» (Yak)

Производитель — концерн «Райнметалл» (Rheinmetall). БА является многоцелевым с грузоподъемностью более пяти тонн. Машина пригодна для перевозки 10 военнослужащих или оперативно необходимых комплектов вооружения. БА используется в интересах мотопехоты, при обезвреживании СВУ, а также как транспорт ММП.

Бронеавтомобиль Yak

Модель «Динго 2» (Dingo 2)

БА производства KMW на шасси «Унимог» (Unimog, U 5000) от компании «Мерседес-Бенц». Изготавливается и поставляется в трех версиях: «длинная база», «большой объем» и «пикап» (langer Radstand, Großraum и Pickup).

Бронеавтомобиль Dingo 2

Считается, что «Динго 2» имеет в своем классе самый высокий уровень защиты от различных средств поражения. БА вмещает до восьми человек. Длинная версия уже с 2007г. применяется в СВ и ВВС в качестве средства патрулирования и боевого охранения. Вариант «пикап» отличается от «длинного» полезным объемом, грузоподъемностью и колесной базой. Пикап с откидным верхом использовался в Афганистане ремонтными бригадами.

Бронеавтомобиль Dingo 2 Pickup

Решение о поставках автомобилей категории БКМА тяжелого 4-го класса для ВС Германии пока не принято. Такой БА должен закрыть имеющийся разрыв между моделями «Як», «Dingo 2» и БТР «Боксер». Исследования в этом направлении уже много лет ведут концерны «Райнметалл» и KMW. Вместе с тем, отмечается, что потребность в таком БА довольно незначительна.

Колесная бронированная техника категории БТА

Бронеавтомобили этой категории предназначены для использования частями ОСО. Сообщается, что техника этой категории уже применялась в операциях и получила положительные отзывы.

Согласно публикациям, в классе с грузоподъемность 5 тонн в войска поставлено не менее 110 автомобилей «Цетрос» (Zetros) производства «Мерседес-Бенц». Автомобиль сочетает высокую проходимость шасси «Унимог» с грузоподъемностью средних грузовиков.

Бронеавтомобиль Zetros

В классе БТА грузоподъемностью 15 тонн планировалось закупить 130 грузовиков от компании «Ивеко» (Iveco) на шасси «Траккер» (Trakker) с колесной формулой 8х8.

Бронеавтомобиль Iveco на шасси Trakker

Специальные автомобили категории ЗСА

По взглядам командования бундесвера эта категория колесной бронированной техники является необходимым функциональным элемент тылового обеспечения в операциях.

Парк подобных БА включает 160 универсальных грузовых автомобилей с дополнительным оборудованием модели «Мульти» (Multi А4 FSA) на шасси 8×8 SX45 производства «Райнметалл МАН Милитари Виклз» (Rheinmetall MAN Military Vehicles, RMMV). Машина оснащена защищенной кабиной производства KMW.

Защищенный специальный автомобиль Multi A4

К данной категории также отнесены дезактивационные, дезинфекционные и дегазационные автомобили отряда «Теп 90». Тяжелый эвакуационный автомобиль «Бизон» (Bison) от «Мерседес-Бенц». Новые тяжелые седельные тягачи модели «Маммут» (SLT 2 Mammut) с 70т прицепом от RMMV. Новые тяжелые автоцистерны на базе «Траккер», защищенные эвакуационные машины, буксировщики и краны.

Защищенный специальный автомобиль Bison

Современная колесная бронетехника

Современная колесная бронетехника

Продолжение. Начало см. «Т и В»№11-12/1999, №№.2,3/2000

ЕНЖЕСА ЕЕ-18 “СУКУРИ”

Первая попытка создать бронеавтомобиль, вооруженный 105-мм пушкой, была предпринята в Бразилии в середине 70-х годов. Бронеавтомобиль ЕЕ-17 “Сукури” представлял собой ходовую часть БРМ “Каскавел” с башней FL- 12 от французского танка АМХ-13. В башне была установлена 105-мм нарезная пушка EFAB “модель 57”. Через десять лет на испытания был передан бронеавтомобиль ЕЕ- 18 “Сукури”.

Корпус машины представляет собой дальнейшее развитие корпуса “Каскавела”и “Уруту”. Лобовая часть корпуса ЕЕ-18 образована из двух бронелистов, а не из одного, как на ЕЕ-17, борта также имеют несколько иную форму. В правом борту находится хорошо заметная решетка, прикрывающая радиатор охлаждения двигателя. Моторно- силовое отделение находится в передней части справа. На бронеавтомобиле установлены шестицилиндровый дизель с турбонаддувом Скания DSI-11 мощностью 380 л. с. и автоматическая коробка передач ZF-6HP 6000, имеющая шесть скоростей для движения вперед и одну – назад. Машина оснащена системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках. Управляемыми являются только передние колеса, в контур управления включен гидроусилитель.

На крыше задней части корпуса смонтирована вращающаяся трехместная башня. В башне установлены 105-мм пушка фирмы ОТО Мелара и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Углы возвышения вооружения – от -6° до +15°. Боезапас – 40 снарядов к пушке и 3200 патронов к пулемету. Приводы поворота башни и наведения вооружения в вертикальной плоскости-электрические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях.

Система управления огнем спроектирована на базе аналогичной системы основного боевого танка “Озорио”. Основным прицелом наводчика является перископический прицел OIP LRS-5 с встроенным лазерным дальномером и электронно-оптическим усилителем в ночном канале, увеличение и дневного, и ночного канала одинаковое – 8-кратное. Вспомогательный прицел – телескопический Эйриталиа С.215. У командира установлен перископический прицел OIP SPS-5, в целом аналогичный прицелу наводчика, но не имеющий лазерного дальномера. Кроме того, для наблюдения за окружающей местностью по периметру командирской башенки расположены четыре неподвижных наблюдательных прибора. Заряжающий имеет один вращающийся перископический наблюдательный прибор. По бортам башни смонтировано по три гранатомета для стрельбы дымовыми гранатами.

Сведений о серийном производстве бронеавтомобилей ЕЕ-18 “Сукури” не имеется.

Колесная база 6×6

Боевая масса, кг 18.500

Масса пустого, кг 17.000

Длина корпуса, 5,84

Длина с пушкой вперед, м 7,75

Высота по крыше корпуса, м 1,75

Высота по крыше башни, м 2,52

Колесная база, м 2,60/1,44

Ширина колеи, 2,33

Дорожный просвет, м 0,40

Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 100

Запас хода по шоссе, км 700

Емкость топливных баков, л 480

глубина брода, м 1,30

высота стенки, м 0,6

ширина траншеи, м 2.0

ВИККЕРС МК.II 6X6

Фирма Виккерс на выставке военной техники вооруженных сил Великобритании в сентябре 1993 г. продемонстрировала прототип бронеавтомобиля Мк. 11 6×6. Работы по тяжелому бронеавтомобилю велись на фирме Виккерс с 1990 г., но полномасштабная разработка машины началась только в марте 1993 г. Машина создавалась в инициативном порядке в соответствии с требованиями вооруженных сил Австралии к тяжелому бронеавтомобилю огневой поддержки с большим радиусом действия. Бронеавтомобиль должен использоваться и как машина огневой поддержки, и как БТР. Показанная на выставке машина была изготовлена из обычной стали, и на ней не был установлен двигатель.

Читать еще:  Файлы ИС-1 (ИС-85) - тяжёлый танк

Компоновка машины – классическая танковая: впереди отделение управления, в середине – боевое отделение, сзади-моторно-силовое. Корпус машины предполагалось сваривать из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту от бронебойных 7,62-мм пуль в лобовой части и от обычных пуль калибром 7,62 мм и менее – с бортов и с кормы. На прототипе была установлена трехместная башня от танка Виккерс VDS/FMC Мк.5, вооруженная 105-мм пушкой L7 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Зенитный пулемет калибра 12,7 мм установлен на крыше башни рядом с люком заряжающего. Боезапас пушки – 36 снарядов. Десант может вести огонь из личного оружия через амбразуры по бортам корпуса. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имеется по одной большой одностворчатой двери, еще одна дверь расположена в задней части. Экипаж бронеавтомобиля – 12 человек: командир, стрелок-наводчик, заряжающий, водитель и восемь десантников. Расчетная боевая масса – около 22 т.

Одним из требований был большой радиус действия. Топливный бак на 500 л должен обеспечить запас хода по шоссе не менее 1000 км.

На бронированную колесную машину предполагалось установить дизельный двигатель Детройт 6V53T мощностью 350 л. с. и автоматическую коробку передач Аллисон MD3560. Подвеска колес независимая. Применена система централизованного регулирования давления. Управляемая только передняя пара колес.

Кроме башни от танка VDS/FMC предусматривалась возможность установки башен Кокерилл с 90-мм пушкой, Ройал Орднэнс со 120-мм минометом, а также и другие варианты вооружения, включая 20-мм зенитные пушки, 80- мм миномет, пулеметы. Кроме машины огневой поддержки были разработаны командно-штабная, ремонтно-эвакуационная, грузовая машины. Предлагались варианты с колесной формулой 4 х 4 и 8 х 8.

Бронеавтомобиль SB.401 “Шорлэнд”

В 60-е годы резко обострились антиправительственные выступления в развитых капиталистических странах. У старой доброй Англии была своя старая, но отнюдь не добрая головная боль – Северная Ирландия. Демонстранты активно использовали в столкновениях с полицией камни, железные прутья, порой дело доходило до бутылок с горючей смесью. В Ольстере к этому набору прибавилось легкое стрелковое оружие и мины. Применение армейских бронетранспортеров для борьбы с демонстрантами дало вполне удовлетворительные результаты, но БТР-машина довольно дорогая и сложная в обслуживании, кроме того, гарантийный ресурс военных машин значительно меньше, чем хотелось бы полиции. Нужен был бронеавтомобиль, устойчивый к поражающему действию основных видов оружия демонстрантов и террористов, в то же время дешевый и не требующей сложного технического обслуживания.

Бронеавтомобиль “Шорлэнд” разработан фирмой Шорт по заказу, выданному в 1965 году, королевской полицией Ольстера. Бронеавтомобиль должен был предельно простым, а разработка – минимальной по времени. Фирма выбрала обычный путь создания “дешевых” броневиков – на отработанное гражданское шасси наложили новый корпус из бронелистов. За базу машины был взят широко распространенный во всем мире и отлично себя зарекомендовавший “Лендровер”, точнее его военный вариант с удлиненной колесной базой – модель “109”.

Компоновка машины практически не изменилась. Поскольку масса бронекорпуса составляла 1,5 т – значительно больше, чем корпус обычного джипа – пришлось усилить ходовую часть. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Ровер 2625 мощностью 91 л. с. (на часть машин ставили двигатели Ровер мощностью 134 л. с.) установлен на своем обычном месте, в передней части машины. Он прикрыт бронелистами спереди, сверху и с боков, от кузова его также отделяет бронеперегородка.

Корпус бронеавтомобиля “Шорлэнд” образован из бронелистов толщиной 8,25 мм. Экипаж – три человека: командир, водитель и стрелок (вариант SB.401). Два больших лобовых окна и окна в дверях изготовлены из бронестекла. Все окна прикрываются бронезаслонками с узкими наблюдательными щелями. Две двери установлены по бортам передней части корпуса. В задней части имеется дверь для аварийного покидания машины. Днище бронеавтомобиля изготовлено из усиленного стеклопластика и защищает экипаж от разрушающего действия легких мин. Управление машины полностью идентично управлению “Лэндровера”. После испытаний машины англичане отметили, что проходимость “Шорлэнда” не хуже, чем у базовой модели. На крыше корпуса бронеавтомобиля SB.401 установлена вращающаяся многогранная башня с пулеметом, по бортам башни смонтированы гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами. Вариант SB.301 имеет корпус увеличенного объема без срезанной задней верхней части.

В 1985 году фирма Шорт представила усовершенствованный образец бронеавтомобиля “Шорлэнд” с измененной облицовкой мотора, более мощным 8-цилиндровым двигателем и усиленной подвеской колес. На его базе разработано пять вариантов бронеавтомобилей: машина, вооруженная пулеметом во вращающейся башне – S.510; бронетранспортер S.520 с корпусом увеличенного объема; бронеавтомобиль ПВО S.530, вооруженный ПЗРК “Блоупайп” или “Джэвелин”; бронеавтомобиль охраны аэропортов S.540; бронетранспортер S.550 с установленной на крыше корпуса пулеметной башней (применяются также обозначения S.51, S.52, S.53, S.54, S.55 соответственно).

Первые бронеавтомобили “Шорлэнд” были переданы полиции Ольстера в 1974 году. Через 10 лет, к 1984 году, около 1000 бронеавтомобилей “Шорлэнд” было поставлено полиции и жандармерии более 40 стран мира, в том числе: Аргентины, Бахрейна, Брунея, Бурунди, Гайаны, Великобритании (Северная Ирландия), Кении, Кипра, Лесото, Ливии, Мали, Малайзии, Пакистана, Папуа-Новой Гвинеи, Португалии, Сирии, Таиланда, Турции, ОАЭ.

Бронеавтомобиль “Шорлэнд” не является специализированной военной машиной, он не состоит на вооружении ни в одной армии, но во многих развивающихся странах, где вдут непрерывные гражданские войны, границы между полицейскими и военными операциями давно стерлись. Броневики “Шорлэнд” использовались в ряде вооруженных конфликтов в качестве БРМ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: